Рубрика: Ткацкий станок
Заправка ткацкого стана в белорусском народном ткачестве
Просмотров: 7104
Налаживали кросна обычно две наиболее, опытные женщины. Принцип наладки для всех ставов был одинаковым.
Установив соответствующем образом ткацкий стан, легонько расплетали и натягивали (выравнивали) основу, затем опять сплетали, клали на пол недалеко от пряжного навоя. После этого одна из женщин расплетала основу с «чыноунага канца» и надевала ее на пруточек, который закладывался в продольное отверстие в навое («паз»). Затем, чтобы сохранялся зев, в основу пропускали две тонкие (2—3 см) «чыноувыя» дощечки и связывали их на концах, чтобы они не выпадали на основы. По мере накручивания основы на навой дощечки все время передвигали. Во время навивания одна из женщин, продев ногу в петлю основы, постепенно распускала и натягивала ее, а другая, поворачивая пряжный навой, накручивала на него пряжу. Оттого, как навита основа на навой, зависел дальнейший ход тканья, поэтому здесь строго соблюдалось требование: основа должна быть равномерно накручена на навой и очень ровно и хорошо натянута. В народе принято, заходя в хату во время навивки основы, произносить такие слова: «Прамiна у кросна» или «Прямина у кросно, а кривизна в лес», «Будзьце кросны, як сцяна, а нiтачкi, як струна».
Для того чтобы основа была ровной, ее все время чешут («разграбаюць») маленькой гребенной. Этот способ характерен только для восточной и юго-восточной частей Белоруссии, а также для России. Когда основа навита на навой, разрезают «глухой» конец и пропускают («кiдаюць») в ниты. На большей части Белоруссии в таких случаях основу предварительно пропускают в специальную раму наподобие берда С редкими зубьями, с помощью которой достигается натянутость пряжи, но в ряде мест, в частности в восточных районах, основу сразу же «накiдаюць у нiты», а затем в бердо.
Чтобы яснее представить этот процесс, опишем накидку основы в два нита (необходимое количество для образования зева). Одна из женщин все четные нити основы пропускает в глазки первого нита, минуя при этом глазки второго, а нечетные — в глазки второго, минуя соответственно глазки первого. Другая женщина, сидящая за бердом, протягивает между зубьев две нити с первого нита, а в следующие междузубья — две нити со второго нита. «Кiдаецца» основа слева направо. Закончив накидку основы, концы ее связывают по нескольку штук вместе, надевают на пруточек и закрепляют на полотняном навое.
Когда процесс наладки стана, связанный с основой, закончен, смотрят, чтобы ниты и бердо с набилками были правильно укреплены, подножки соединены с нитами. Когда все готово и проверено, за стан садится ткачиха в «затыкае кросны». Нажав на одну подложку, она в образовавшийся зев пробрасывает челнок с уточной пряжей и «прыбiвае» бердом с набилками. Затем нажимает на вторую подножку и пробрасывает челнок в обратную сторону и т. д.
Уже в самом начале тканья можно определить все недостатки не только в наладке кросен, но и в прядении, в обработке пряжи и т.д. Если волокно спрядено слишком «просто», т. е. мало скручивалось, да основу еще к тому же мало «пралi пранiкам», то в процессе тканья она будет часто рваться. Правда, по приметам, когда за кроснами сидит молодая девушка, это объясняется том, что ее кто-то любит, но не хочет признаться.
Работа за ткацким станом была исключительно женским занятием с древних времен. Энгельс, говоря о распределении труда в период первобытнообщинного строя, отмечал: «Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю, добывает продукты питания в сыром виде и изготовляет необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды — варит, ткет, шьет. Когда же ткачество вышло за рамки домашнего занятия и приобрело черты промысла, ведущая роль перешла к мужчине. В актовых материалах XVI в., например, упоминается ткач Васко Хромы. В XVII—XVIII вв. мужчины-ткачи работали по заказам господского двора, а также на сбыт. О том, что ткачеством занималась и мужчины, свидетельствуют материалы конца ХIХ — начала XX в. Иногда от профессии ткача происходила и кличка Ткач. В д. Уголец Столниского района живет семья, за которой и до настоящего времени сохраняясь эта кличка. Как выяснилось, еще прадед и дед хозяина работали ткачами в панской «ткачоунi». Ткацкому мастерству мужчин обучали специально. Например, на Могилевщине мальчиков учили ткать примерно с 13 лег. Спустя два года они уже могли работать самостоятельно.
Следует заметить, что продукция их была довольно высокого качества и часто экспонировалась на различных выставках. А такие изделия, как скатерти, полотенца, шали и другие, пользовались большим спросом не только в Белоруссии, но и за ее пределами.
Вернуться к оглавлению книги "Белорусское народное ткачество"
Последние материалы этого раздела:
- Меняем точку крепления ткацкого станка: с земли на пояс
- Делаем ткацкий станок, укрепленный на земле с бердом
- Натягивание основы
- Основная часть ткацкого станка с креплением на земле
- Ткацкие станки кочевников: простое, дешевое, историческое ткачество
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткацкий станок.