Рубрика: Ткацкий станок
Татарские ткацкие станы
Просмотров: 3715
Изученная на данном этапе технология ткачества у многих народов, отчасти и татарского, показала существование типологической иерархии в конструкции станов, которая, кстати, как отмечают башкирские этнографы, не всегда является ступенями прямой эволюции. Также выявилась определенная хронологическая последовательность в их совершенствовании и раскрылась важная закономерность, что чем сложнее конструктивный параметр ткацкого стана, тем многообразнее выполняемая на нем операция, технические приемы работы и, в конечном итоге, выше качество производимой продукции — тканей.
Следовательно, прогрессирующая сложность технологии ткачества находилась в прямой связи с необходимостью производства самых разнообразных тканей, начиная от самых простых однотонных и до многокрасочных узорных. Последняя же цель достигалась многоремизным ткачеством на конструктивно более совершенном типе стана.
Аксиома о том, что технология, или «культура», ткачества совершенствовалась в процессе многовекового творчества народа и сообразно его потребностям в предметах одежды, бытового обихода, существенна. В данном прагматизме и заключались роль и место ткацких станов, неотъемлемых от общего контекста истории развития бытовой культуры. В разнообразии ткацких станов, в способах работы и технике изготовления тканей концентрированно выражались эстетические вкусы, национальные и заимствованные традиции, хозяйственно-культурные и иные взаимосвязи и т.п. Поэтому в историко-сравнительном изучении ткачества не менее важная роль, чем других его аспектов отводится типологическому анализу ткацких станов.
В татарской этнографической литературе работы, освещающие ткацкие станы, единичны и то они ограничены какой-либо локальной территорией или характеристикой отдельных типов. Не умаляя их значения, заметим, что получить по ним общее представление о многообразии татарских станов, и тем более о локальных вариативных их формах, пригодных для составления более или менее полной их типологической таксономии, не представляется возможным. Этот пробел для выполнения поставленной задачи типологической классификации заполнен, главным образом, на основе обобщения эмпирических материалов.
В этнографической литературе имеется мнение о том, что у татар существовали два последовательно сменяющихся типа ткацких станов — вертикальный и горизонтальный (сообразно расположению основы). Первый из них применялся в прошлом многими тюркскими народами, а что касается татар, то он, очевидно, в технологии их ткачества был вытеснен горизонтальным типом еще до этнографически фиксируемого времени. Но то, что он был, не вызывает сомнения, так как на архаичном типе вертикального стана татары до начала XX в. и даже несколько позже производили кули, а местами, особенно в Предкамье, в большом количестве на продажу. Однако данное производство в задачу нашего исследования не входит, поэтому проводимый анализ относится сугубо к горизонтальному типу ткацкого стана. Предложенная типология, как, впрочем, и типология станов других народов (башкир, русских), основана на конструктивных различиях и, в первую очередь, в степени сложности рамы:
1) без рамы;
2) с неразвитой рамой;
3) с развитой (или полной) рамой.
В любую конструкцию ткацкого стана обязательно входят нитченки, бердо и подножки, а также челнок.
Последние материалы этого раздела:
- Меняем точку крепления ткацкого станка: с земли на пояс
- Делаем ткацкий станок, укрепленный на земле с бердом
- Натягивание основы
- Основная часть ткацкого станка с креплением на земле
- Ткацкие станки кочевников: простое, дешевое, историческое ткачество
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткацкий станок.