Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Смирен топор, да веретено бодливо.

Рубрика: Этника

Духи прядущие, ткущие, вышивающие

Просмотров: 99732

Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. «От кикиморы не дождешься пряжи» — говорится в пословице.

Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору — к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками — быть беде.

Однако, если за прялку садится дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хозяевам), последствия бывают благоприятными — дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу. Чаще всего, прядя, дух приговаривает и нашёптывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот.

Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами.

В прядущих (вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопределяющие судьбу, будущее.

Существуют разные версии — «кто был первичен». Одни утверждают, что сначала было много мелких божков и духов, из которых выделились основные Боги. Кто-то говорит, что все было наоборот, и Богов было мало, а функций, возложенных на них — много, и постепенно эти функции дробились, передаваясь сначала младшим богам, а потом и природным духам. Другие считают, что мир вокруг живой, и все, что есть на Земле отражается в «другом мире», и наоборот. В любом случае Боги, духи и люди сосуществуют рядом.

Среди Богинь-прях наиболее известна Мокошь (в санскрите найдены слова mocsa — освобождение, спасение души, мокшака — разрывающая связи). Другие версии имени — Ма-кошь означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac — связывать, kac — "быть видимым, проявляться").

Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом.

Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. [В западной мифологии это — Норны].

Культ рожаниц постепенно сливался с культом домашних духов.
Иногда рожаницам соответствуют «пряхи заговоров», локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».

Сходные функции несли:

— Богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).
— Домовой (либо доможириха — женская ипостась домового), хранитель дома, предок рода.
— Мара (призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка), появляется лунной ночью. Иногда она принимает вид прялочного колеса, иногда рвёт пряжу и кудель, что служит определенным символом — (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.
— Кикимора (вариации: мара/жена домового — выглядит, как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мёртвых) любит прясть в одиночестве — иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя.
— Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду.
— «Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.
— Комоха (персонификация лихорадки) — помимо владения разными инструментами (режет ножом, точит), ещё и прядет.
— Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства восприняла функции Мокоши, стала покровительницей ткачества, прядения и домашней работы. Её образ, вероятно, слился в т.ч. с Бабой Середой, украинской Ничкой (прядущей, особенной по пятницам, оставленные кудели).
— Баба Середа (помогающая прясть и белить холсты). Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шёлк прядёт, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию — Баба-Яга, либо старуха/ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается — тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.
— Женщина Иного мира, помогающая кому-то в мире человечьем — используя магические способности, она оживляет тканное/вышитое полотно, творя гармонию между мирами: низшим, высшим и срединным.

Вернуться к статье Магия прядения, вязания, плетения у славян

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Этника.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru