Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Из пасмы в пасму перейду, так и конец найду.

Рубрика: Этника

Техники изготовления белорусских поясов

Просмотров: 9267


Делали пояса женщины. Девочки из поясов начинали осваивать секреты домашнего женского рукоделия. Как и большинство изделий традиционных белорусских ремесел, пояса не приобрели значения товара, и их применяли только для собственных нужд.

В конце XIX — нач. XX в. основным сырьем для изготовления поясов была овечья шерсть. Тонко спряденную нить скручивали, красили химическими красителями в яркие цвета. Льняные нити иногда отбеливали (красили редко). С покупными нитями применяли тонкую шерсть-ленточкой, белую хлопчатобумажную пряжу.

Техника изготовления белорусских народных поясов определяется разнообразием приемов, большинство из которых известно многим народам с давних времен. Пояса вили, плели на пальцах, на калодачцы, на вилачцы, на стене, ткали на дощечках, на бердечку, на болту, на ткачей, вязали шыдэлкам и спицами. Технология в значительной мере обусловило художественные особенности традиционных поясов.

Декор витых и плетеных поясов формировался под непосредственным влиянием технологии. Витые пояса представляли собой одноцветные или многоцветные веревочки. Художественная выразительность достигалась за счет количества и толщины перевитых прядей, подбора ниток по цвету и качеству выработки.

Плетеные пояса, более сложные по технологии, имели и более разнообразный декор. Важным средством художественной выразительности в плетеных поясах был способ переплетения нитей. Для белорусов наиболее характерные пояса полотняного, саржевого, сетевого переплетения, в виде кассы или веревочки. Образец в плетеных поясах образовывался благодаря тому, что нити были разноцветные.

Подавляющее число поясов в конце XIX — нач. XX в. на Беларуси ткали. Сама технология расширяла разнообразие орнаментальных композиций, мотивов: продольные, поперечные, косые полоски, черточки, крестики, ромбы, гребешки, розетки и т.д. Пояса, изготовленные в различных ткацких техниках, отличались по орнаменту.

Наиболее просты по образцам пояса, тканые на дощечках — квадратных пластинках с отверстиями по углам. Элементарный мотив образца представляет собой косую черточку, которая располагается под углом с наклоном вправо или влево. Из набора черточек складываются одинарные и двойные уголки, продольные и поперечные полоски, зигзаги. Для белорусских поясов, тканых на дощечках, характерные образцы, построенные на сочетании разноцветных продольных полосок и мелкого зубчатого узора.

Колористическая гамма белорусских поясов, тканых на дощечках, обычно ограничено четырьмя-пятью цветами, среди которых преобладают красный, синий, желтый.
Ткали пояса на дощечках в Беларуси практически повсеместно, но наиболее часто они встречаются на севере Минской и Могилевской, в Витебскай областях. Пояса, тканые в разных местах, отличаются незначительно. Нет большой разницы между белорусскими поясами и поясами из пограничных районов России, где также было хорошо известно ткачество на дощечках. (О технологии ткачества на дощечках белорусских поясов можно почитать здесь

В единичных экземплярах сохранились пояса, тканые на бердечку. Большинство из них продольно-полосатые. Пояса на бердечку в конце XIX — нач. XX в. ткали преимущественно на территории современных Могилевской и Витебской областей.
Самую интересную в орнаментальном отношении группу составляют пояса, тканые на болту. По всей Беларуси были ведомы нитовые пояса в продольные и поперечные полоски. Художественная выразительность продольно-полосатых поясов достигалось точно найденными соотношением размеров полосок, подбором цветов. Наиболее интересные продольно-полосатые пояса бытовали на территории Кобринского и Ганцевичского районов Брестской области. Отличительная черта кобринских полосатых поясов (при значительной ширине — до 7 сантиметров) — широкая красная полоса по центру, отделанная более узкими разноцветными полосами. В ганцевичских поясах продольные полоски дополняются мелкими шашечками.

Наибольшей полнотой творческая фантазия народных ткачих проявилось в нитовых поясах с браным узорами. Эта техника близка к браному ткачеству, которое широко применялось в народном ремесле для изготовления полотенец, скатерти, тканей для одежды. Сходство техники вело к сходству узоров. Как для браных традиционных тканей, так и для браным нитовых поясов характерны геометрические мотивы.

Вернуться к статье Белорусские народные пояса

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Этника.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru