Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Мужик не прядет, а без рубашки не ходит, а баба и прядет, а не по две носит.

Рубрика: Этника

Белорусские народные пояса

Просмотров: 60724

В начале XX века один из исследователей быта белорусов записал: «Пояс, как видно, составляет необходимую принадлежность какого бы то ни было костюма. Внимательный мужчина без пояса не переступит порога своего дома и не появится на улице, а женщины носят на поясе свою поневу, юбку и фартук».

Самодельные узорчатые пояса еще в 1920-ых годах много где в Беларуси носили в будни и в праздники, взрослые и дети, мужчины и женщины. Поясом подпоясывали рубашку, сермягу, кожух. По давнему обычаю мужчины на поясе крепили колиту, ножик, огниво. Идя на работу, за пояс затыкали топор.

Пояс, как обязательная и очень важная деталь костюма, часто упоминается в народных песнях. Наличие пояса подчеркивается в целях более яркой и конкретной характеристики, обычно жениха или свата:
Что за господа,
Что за Сватово на двор?
По-русски ходят,
По-русски подделываясь под старину,
Ганульку просят к себе:
— Выйди, Ганулька,
Выйди, детка,
К нам во двор.
Скажи, Ганулька,
Скажи, дитя,
Который твой?
— А кто в атласе,
В желтом поясе,
Тот сват мой.
Конь вараненьки,
Сам молоденький Иваньков.
И во второй песни:
А у нашего свата
Одежда богато:
Шапка сабачча,
Полушубка цялячча,
Пояс змеиный,
Сапоги канёвы.
Шапка залает,
Пояс зашипит,
Сапоги загагочуць.
Внимание, которое уделялось белорусами (как, кстати, и многими другими народами) поясу в традиционном костюме, объясняется не только функциональной необходимостью, но также и глубоким символическим содержанием. В древности пояс (он был известен в Вавилоне, Древнем Египте, славянам — с I тысячелетия) часто служил символом, который олицетворял то или иное представление об окружающем мире, взаимоотношения с ним человека. Повязывание пояса означало готовность к действию и способность это действие осуществить. Такое, характерное не только для славян, представление отразилось в одном из белорусских названий кожаного пояса — ремень (дяглы — сильный).

Ношение пояса связывалось с нравственным обликом человека. Отсутствие пояса воспринималась как нарушение общепринятых норм поведения. В одной из русских былин поведение героини считаются позорными только по той причине, что у нее наряды НЕТ пояса:
А молода Марина Игнатьевна,
Она высунулась по пояс в окно
В одной рубаха без пояса.
Негативный оттенок в русском языке имеют слова «распоясаться», «поясничать». Пренебрежительно звучит выражение "беспоясный татарин".
В конце XIX — нач. XX в. символика пояса в значительной степени была забыта. Все чаще пояса носили по традиции, а не потому, что придавали этому какое-то значение. В это время уже не различали, как раньше, мужские, женские, детские пояса. Однотипные пояса входили как в мужской, так и в мужской костюм, а детские были просто меньших размеров.

На рубеже веков в Беларуси был в обиходе ряд комплексов женской одежды, художественную целостность которых трудно представить без поясов. Много-предметный, насыщенный орнаментом, цветом неглюбских костюм удачно дополнял широкий красный пояс. Под Кобрином женщины носили пояса в разноцветные продольные полоски, которые хорошо сочетались с полосами отделки рубашки, юбки, фартук, В каждой местности оформление поясов выдерживалось в стилевом единстве с орнаментами традиционного костюма.

Представляют интерес и способы повязывания пояса. В зависимости от пола, возраста, местных вкусов они имели ряд вариантов. Женщины носили пояс на талии. Мужчины — высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее чем два раза. Мальчики — только высоко под грудью. Завязывали пояс узлом спереди или сбоку, да чтобы концы, специально украшенные кистями, бахромой, бисером, нашитыми полосками ткани, металлическими пластинками, свешивались сантиметров на 20-40.
Способ ношения поясов определял их длину, которая колебалась от 1,5 до 3,5 метра, а иной раз доходило до 5 метров. В ширину традиционные пояса имели от 1,5 до 20 сантиметров.

Пояса применяли для украшения одежды. Узкие тканые пояски в продольные полоски ("краю"), образцами "в елочку", "ячейками", "запятой" пришивали к юбке, фартуку. Узкими плетеными "тесемками" обшивали воротники, борта, фалды, рукава свиты. В каждой местности обшивки отличались по цвету и образцам.

На поясе носили коробки, кувшины, поясами привязывали набирки (небольшие коробки, в которые собирали ягоды), холщовые сумки. Широкими мужскими поясами (спавивачами) пеленали младенцев.
Изготовление традиционных поясов на территории Беларуси почти повсеместно остановился в 1920-1930-е годы, так как их перестали применять в быту и обрядах. В небольшом количестве пояса еще в 1950-е годы производили на Гродненщине и в западных районах Минской области. Их использовали в костюме, ими обвивали рамы велосипедов, повязывали через плечо, носили на них младенцев. Примерно до 1960-ых годов в Гродненской, Витебской, отдельных районах Минской, Гомельской областей вязали на прутках, ткали на болту пояса-пеленали. Технику плетения применяли для изготовления тесьмы и шнуров для отделки декоративных ковров.

В настоящее время пояса на болту ткут в Ганцевичском районе Брестской области. Современные Ганцевичские пояса отличаются от тех, что бытовали здесь ранее. Во-первых, размеры их не превышают в ширину 1,5 см, а в длину 1,5 метра. Для ткачества кроме льняных и шерстяных нитей применяют шпулькавые хлопчатобумажные, ирис, синтетику. Орнаментальные мотивы традиционные, но цветовые сочетании часто не сгармонизованны. В западных районах Гомельской области в технике ткачества на болту из синтетической пряжи производят широкие безузорные ленты, которые привязывают к хозяйственным корзинам.

С середины 1960-ых годов традиции изготовления поясов приобрели дальнейшее развитие в художественных промыслах республики. На Слуцкой фабрике художественных изделий "Слуцкие пояса" в технике ткачества на болту стали производить декоративные ленты, закладки, сувенирные панно.

Наиболее интересные среди изделий Слуцкой фабрики — декоративные ленты. Художественное оформление их строится на сочетании приемов, характерных для традиционных белорусских поясов, с элементами, заимствованными из знаменитых слуцких поясов. Среди орнаментальных мотивов — ромбы, треугольники, крестики, стилизованные изображения цветов, листьев, веток. Узор компонуется из трех продольных полос, средняя из которых значительно шире боковых. На концах лент располагаются букеты, вазоны, венки. Отличительным элементом декоративных лент являются короткие тексты.

Кроме Слуцкой фабрики художественных изделий промышленное производство поясов налажено на Витебской фабрике художественных изделий "Купава", а также в центре традиционных ремесел "Сокровищница" в Минске.

Белорусский народный пояс продолжает свою жизнь. Утратив былое значение в качестве обязательного элемента одежды, он все больше привлекает внимание как произведение искусства. В последние годы пояса, изготовленные современными мастерами в традиционных техниках, с использованием традиционных приемов композиционно-орнаментального оформления, все чаще появляются на выставках народного и самодеятельного искусства, пояса ткут в кружках и художественных студиях. Совершенство художественного решения традиционных поясов, простота технологии не оставляют равнодушными и профессиональных художников.

Пояс — это оригинальный сувенир, удачное дополнение костюма. Традиционная технология ткачества и плетения поясов может быть использована для изготовления галстуков, панно, различных украшений и другой продукции сувенирного назначения.

Искусство изготовления поясов имеет хорошие перспективы для своего развития.

Обряды и обычаи, связанные с поясом
Техники изготовления белорусских поясов
Орнаментика белорусских поясов

Символика белорусских узоров

Символы плодородия, богатства
Символы любви
Символы семьи
Символы предков
Купальские символы

Статья подготовлена с использованием материалов сайта uzor.iatp.by

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Этника.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru