Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Дал Бог руки, а веревки сам вей!

Рубрика: Узорное ткачество. Декор ткани

Приемы ткачества полотна

Просмотров: 5740

Для начала можно попробовать научиться ткать полотно с основой и утком, взятыми из одних и тех же нитей, например, кроше № 30 белого цвета при плотности 8-12 нитей на 1 см (в зависимости от того, какое бердо вы будете использовать).

Уток должен быть намотан на челнок в достаточном количестве, но так, чтобы челнок мог без труда проходить в зев. Образуем зев, подняв одну из ремизок, например первую (дальнюю от ткача), вторая ремизка при этом опустится сама. Поднимать ремизку нужно, поворачивая валик на себя. Если ремизки соединены через нижний валик резиновыми лентами, то ремизки останутся в этом положении. Если для привязки ремизок взята тесьма, то ремизки будут стремиться принять первоначальное положение и их нужно удерживать одной рукой. Пробрасываем в зев челнок с уточной нитью, заранее вытянув ее на 40-50 см, и сразу же прибиваем бердом, двигая его на себя— Затем меняем положение ремизок и образуем новый зев — первую ремизку опускаем, вторую поднимаем (валик поворачиваем от себя). Прежде чем проложить вторую уточную нить (или, как говорят, уточину), нужно сделать еще одно движение батаном, прибив плотнее предыдущую нить. Прокладываем следующую нить и немного подтягиваем ее, чтобы с края ткани не было петель (но не сильно, а то будет затяжка), после чего прибиваем батаном. Второй раз прибиваем ее, изменив положение ремизок.

Прибивать нити нужно равномерно, чтобы не было сбитых полос. Если хотим получить редкую ткань, то можно прибивать один раз, но тоже очень равномерно. Каждый раз, проложив уточину, слегка подтягиваем ее, а потом уже прибиваем.

Таким образом работаем до тех пор, пока опушка ткани не подойдет к ремизкам и батану настолько, что трудно станет пробрасывать челнок. Тогда нужно навить сработанный участок ткани на товарный валик. Для этого поднимаем собачку храповика навоя и поворачиваем храповик на несколько зубцов, снова закрепив его собачкой. Затем поворачиваем товарный валик на себя до отказа, слегка приподняв собачку, натягиваем основу и снова закрепляем положение храповика собачкой. Если ткань подвинулась недостаточно, проделываем это еще раз, пока опушка ткани не отойдет от батана на достаточное расстояние, но чтобы бердо батана доставало до нее. Теперь снова можно ткать.

Освоив эти приемы, необходимые для работы на настольном ткацком станочке, можно переходить к дальнейшему этапу, а именно к выработке различных видов тканей, в основе структуры которых лежит полотняное переплетение.

Так, например, можно попробовать получить ткань с полотняным переплетением, по внешнему виду напоминающим репс (т. е. с рубчатой поверхностью). Для этого лучше всего перебрать нити основы в бердо, взяв вместо двух нитей 3-4 нити в зуб, плотность по основе при этом увеличится в полтора-два раза. При работе, например, с бердом № 50 она будет уже не 10, а 15-20 нитей на 1 см (аналогичная вещь произойдет и при работе на других бердах).

Для того чтобы перебрать нити в бердо, их нужно обрезать у опушки ткани и протащить назад, вынув из зубьев берда, и тут же завязать в несколько узлов, чтобы они не выпали из ремизок. Так как количество нитей основы осталось то же, а плотность их увеличилась, то ткань теперь будет уже. Рассчитаем новую ширину ткани при более высокой плотности нитей. Для примера возьмем ткань с плотностью 10 нитей на 1 см.

Ширина ткани у нас была 36 см, общее количество нитей 360. Количество нитей остается то же, но плотность их стала 15 (или 20) нитей на 1 см. Узнать новую ширину ткани можно, разделив количество нитей на их плотность, т. е. 360:15=24 (или 360:20=18 см). Аналогичный расчет делается и в случае применения других берд, например №40, 60. При проборке по три (или четыре) нити в зуб плотность нитей будет соответственно увеличена по сравнению с предыдущей тканью с 8 до 12 (или 16) нитей на 1 см в первом случае и с 12 до 18 (или 24) во втором случае.

Расчет ширины ткани необходимо делать для того, чтобы проборку в бердо можно было сделать точно симметричной относительно середины, без перекосов. Для этого нужно найти в берде то место, от которого начинать проборку. Делается это так: из общей ширины берда (которая всегда берется с запасом) вычитается ширина ткани, а остаток делится пополам. Например, наше бердо имеет ширину 40 см. 40—24=16 см; 16 : 2=8 см. Так мы узнали, на каком расстоянии от края нужно начинать проборку в бердо.

После того как мы перебрали нити, попробуем ткать теперь уже не тем же утком, а более толстым, например ниткой кроше, сложенной в 2, 3 или 4 раза. Прибивать уток нужно сильно, по два раза (второй раз после смены зева), основа должна быть туго натянута. Мы увидим, что в полученной ткани структура будет уже другая, хотя переплетение нитей и осталось полотняным: плотность по утку стала намного меньше, в ткани заметно выступает поперечный рубчик, уток малозаметен, он как бы застилается частой основой. Можно попробовать сделать другой вариант ткани: один уток взять такой же, как основа, а другой в 3-4 (или больше) раза толще. При этом можно взять утки разного цвета. Рубчик в этом варианте ткани будет выделяться еще сильнее. Но цвет утка погасится цветом основы. Если основа белая, то он будет как бы разбеленным. Используя различные по толщине и цвету уточные нити, можем получить различные варианты тканей со структурой типа репсовой.

Теперь попробуем сделать новую ткань, в которой основа будет, наоборот, разрежена по сравнению с утком. Для получения такой ткани сделаем еще одну переборку той же основы или наснуем новую основу с таким же количеством нитей. Порядок проборки прежний (поочередно, то в первую, то во вторую ремизки), но теперь пробирать будем по две нити в каждый глазок, складывая их вместе. Количество нитей основы в ткани будет теперь вдвое меньше, но они будут двойной толщины. Для проборки понадобится вдвое меньшее количество петель на каждой ремизке. Лишние петли нужно убрать, чтобы они не мешали работе. Проборка в бердо будет следующей: в каждый зуб пробирается по одной двойной нити. Нетрудно убедиться, что ширина ткани будет такой же, как в первом варианте, т. е. 36 см (ширина ткани равна количеству нитей основы, разделенному на их плотность); количество нитей теперь 180 (двойных), плотность — 5 нитей на 1 см, ширина равна 180 : 5=36 см.

Если при такой основе и плотности мы будем ткать тонким утком, то увидим, что уточных нитей на 1 см будет в ткани гораздо больше, чем в первом и втором случаях, причем, теперь уже основа будет застилаться утком. Если основа хорошо натянута, то можно достигнуть очень большой прибивки уточных нитей, так что они полностью закроют основу. Однако слишком тонкий уток брать в такой ткани не рекомендуется, он должен быть таким же или немного толще, чем основа (раза в полтора-два), но обязательно мягким, лучше шерстяным или полушерстяным, трощенным в несколько концов без подкрутки. Беря уточные нити различных цветов, можно получить ткань с поперечными полосами, причем уток из-за большого застила будет хорошо выделяться.

Помимо цветных полос по утку, на этой же заправке станка можно выткать и несложный узор мелкими городками, если на каком-то участке чередовать два утка разных цветов через одну прокидку.



Ткань полотняного переплетения с рисунком мелкими городками
Ткань полотняного переплетения с рисунком мелкими городками

Подбирая гладкие цветные полосы по цвету и ширине, чередуя их с узорными полосками в виде городков, можно выткать красивые небольшие дорожки или маленькие коврики. Такого типа коврики, дорожки и другие изделия часто встречаются в украинском народном ткачестве, а также в народных тканях Прибалтики, особенно Эстонии и Латвии. Несмотря на крайнюю простоту технических приемов, ткани этого типа привлекают своим цветовым решением — яркими, звучными в украинских тканях, более мягкими, с приглушенно-изысканными сочетаниями в прибалтийских тканых изделиях, а также ритмическими сочетаниями цветных полос. Техника эта имеет то преимущество, что дает возможность получения чистого цвета в уточных полосах, без примеси цвета основы.

Принимаясь за создание тканей с полотняным переплетением на разреженной основе, для начала можно взять за образец какую-либо народную ткань из музея, учась у народных мастериц подбору цветов (колорировке), пропорциям полос, их ритму, умению сочетать гладкие и мелкоузорные полоски. В дальнейшем каждый из членов кружка может проявить самостоятельность и сочинить рисунок ткани по своему вкусу. Интересным вариантом может быть ткань для напольных ковриков типа половика, в основе которых применяют швейные нитки № 10 в два сложения, а в утке лоскутки ткани, нарезанные полосками шириной 1 см или 1,5 см, сшитые в длину. Лоскуты могут быть гладкоцветными или с набивным рисунком. Так деревенские женщины ткут половики, очень разнообразные и красивые по расцветке и ритму полос. Здесь нужно с большим чутьем и тактом подобрать цвета лоскутов, умело чередовать темные полосы со светлыми, пестрые с гладкими, в отдельных местах можно пропускать жгутики из двух скрученных лоскутков разного цвета. В качестве дополнения можно закладывать короткие лоскутки в зев на 1-2 см, а концы выпускать с двух сторон на несколько сантиметров в виде бахромок. Так можно выткать отдельные полосы. При желании можно соткать и целиком махровый коврик под ноги, используя лоскутки разных ярких тканей, группируя их по цветам и оттенкам.

Вернуться к статье Обучение художественному ткачеству

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Узорное ткачество. Декор ткани.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru