Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.

Рубрика: Узорное ткачество. Декор ткани

Виды узорного ткачества. Браное ткачество

Просмотров: 25922

Следующая ступень в овладении узорным ткачеством — ознакомление с браным народным ткачеством, в котором узор получается при помощи дощечки — бральницы. В этой статье рассматривается общая теория браного ткачества, а мастер-класс можно найти здесь.

По внешнему виду браные ткани напоминают вышивку вперед иглой: и там и здесь цветней нитке проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение. Браный узор в ткани слегка рельефен: в том месте, где узорный уток делает настил с лицевой стороны, там он возвышается над тканью благодаря своей толщине, а там, где он прячется на изнанку, получается углубление. Этим браный узор отличается от закладного, совершенно гладкого, нерельефного.



Коврик-дорожка. Полушерсть, хлопок, ремизное узорное ткачество, использован узор бранного ткачества
Л.С. Пастухова. Коврик-дорожка. Полушерсть, хлопок, ремизное узорное ткачество, использован узор бранного ткачества. Ижевск, Удмуртия, 1971 г.

Браными узорами в старину любили украшать полотенца, в которых обычно выделялась кайма, часто очень широкая (60-70 см). Такие нарядные полотенца служили для подарков, для украшения дома. Рисунки чаще всего были геометрическими и состояли из горизонтальных полос, заполненных ромбами, треугольниками, розетками. Иногда попадаются и изображения животных, человеческих фигурок, чаще женских, в расклиненных треугольником юбках. Изображения всегда были геометризированными.


Фрагмент скатерти. Красные и белые хлопчатобумажные и льняные нити, браное ткачество. Узор «Бегущие курочки».
Фрагмент скатерти. Красные и белые хлопчатобумажные и льняные нити, браное ткачество. Узор «Бегущие курочки». Архангельская губ. Конец XIX — начало XX в.

Употребляли браные узоры и для украшения скатертей, а также деталей женской одежды. Цвета в русском браном ткачестве использовались очень яркие, контрастные. Чаще всего это было классическое сочетание красного с белым (белый в фоне, красный в узоре), иногда к ним добавлялось немного какого-нибудь другого цвета. И только в отдельных районах России любили многоцветные пестрые узоры. Самыми богатыми по колориту, разнообразию цветов были удмуртские узорные ткани, в которых браное ткачество часто сочетается с пестрядью; цветовая гамма этих тканей порой напоминает ковер.

Как же выполняется браный узор? Для его выработки, как уже говорили, нужна вспомогательная деталь — дощечка-бральница. Дощечка эта должна быть длиной чуть больше ширины станка, шириной около 3-4 см и толщиной 2-3 мм. С одной стороны бральница заострена наподобие клина.


Набор нитей на дощечку-бральницу при обычном браном ткачестве
Набор нитей на дощечку-бральницу при обычном браном ткачестве

Сущность работы на дощечке сводится к следующему. Одна или две прокидки делаются полотняным (фоновым) переплетением, уток должен быть такого же цвета, как основа, зев образуется от поднятия ремизок. После этого должна быть прокинута узорная уточная нить другого цвета, раза в 2-3 толще, чем фоновая. Чаще полотно ткется белым, узор — красным или другим цветом, каждая вторая или третья прокидка — узорная.

Зев для пробрасывания узорного утка образуется от дощечки-бральницы, при помощи которой нити основы разделяются по группам на верхние и нижние. Делается это дующим образом. Дощечку берут в правую руку, заостренной стороной влево, и вводят в основу недалеко от опушки ткани справа налево так, что часть нитей оказывается наверху, а часть внизу, под ней. Делается это строго по счету нитей, согласно заранее задуманному рисунку, рассчитанному по нитям. При этом, как и в закладном ткачестве, берется уступ в несколько нитей, исходя из которого и рассчитывается рисунок. Когда таким образом все нити основы набраны на дощечку, последнюю ставят на ребро, а в образующийся при этом зев пробрасывают толстый цветной уток.

Теперь, прежде чем вынуть дощечку, нужно зафиксировать узорный зев, для чего в образовавшийся позади ремизок маленький зев вставляют тонкий пруток (или шнур) и отодвигают назад, к ценам (если цены сняты, то к навою). Затем снова делают одну-две полотняные прокидки, а потом набирают дощечку для следующей прокидки узорного утка, уже по новому счету, согласно рисунку.

Обычно в браном узоре делают не по одной, а по нескольку одинаковых узорных прокидок, чередуя их с полотняными прокидками, так чтобы получился уступ по утку. Все эти одинаковые прокидки образуют от той же дощечки с помощью отодвинутого назад прутка (после полотняных прокидок пруток пододвигают к ремизкам и поднимают, а в образующийся перед ремизками маленький зев вставляют дощечку и ставят ее на ребро для увеличения зева).

Так работают до середины браного узора. Начиная с середины работают в обратном порядке, пользуясь прутками, заложенными позади ремизок. Получается узор, имеющий горизонтальную ось симметрии. Если узор не имеет такой симметрии, тогда его нужно набирать до конца узорной полосы. Сделав таким образом кайму изделия (полотенца, салфетки, дорожки), среднюю часть ткут гладким полотном или поперечными полосками. В конце делают вторую кайму, пользуясь теми же приемами, снова набирают узор на дощечки, работают до середины узорной полосы, потом в обратном порядке, вынимая использованные прутки. Если в первой кайме узор был не симметричным по горизонтали, то пользуются прутками, набранными при тканье первой каймы. Чем шире полоса браного узора, тем большего труда требует она для своего выполнения. Широкие узоры в народном ткачестве выполнялись иногда на 20-30 и даже более дощечках (точнее, 20-30 и более раз требовалось набирать нити основы на дощечку и соответственно фиксировать зев прутками).

Способ этот трудоемкий. Браное ткачество — процесс длительный и кропотливый. Работают обычно вдвоем: один собственно ткет, набирает узор на дощечку, прокладывает узорный уток, другой помогает, закладывая прутки позади ремизок, поднимая их в нужный момент, а потом вынимая. Поэтому браным способом, за редкими исключениями, выполняют не все изделие целиком, а только кайму. В том случае, когда хотят выполнить несколько изделий с одинаковым рисунком, прибегают к следующему приему. Пруток не закладывают в зев позади ремизок, а делают петли — полуремизки, обвивая их вокруг каждой группы поднимающихся рядом нитей и закрепляя каждую петлю на прутке так, чтобы пруток находился сверху, над основой.


Фиксация узорного зева с помощью прутка с петельками
Фиксация узорного зева с помощью прутка с петельками

Таким образом фиксируют каждый узорный зев, набирая нужное количество прутков. Прутки должны лежать на основе позади ремизок, ближе к ценам или навою. Когда нужно получить узорный зев, прутки пододвигают к ремизкам, поднимают тот из них, который в данный момент нужен, вместе петлями, в полученный при этом небольшой зев перед ремизками вставляют дощечку и ставят ее на ребро. Таким образом получается зев для узорного утка.

Способ этот имеет то преимущество, что дощечка набирается лишь один раз, а потом уже зев получается от прутков, которые можно использовать многократно, не вынимая, недостатком является то, что узор при этом способе получается один и тот же, лишь с очень небольшими вариантами (если менять порядок чередования прутков), в то время как при первом способе можно в каждом следующем изделии делать новый узор.

Мастер-класс браного ткачества

По материалам книги "Основы художественного ремесла", 1978 г.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Узорное ткачество. Декор ткани.

У вас есть чем дополнить статью Виды узорного ткачества. Браное ткачество?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru