Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Больше мастерства нет драгоценности.

Рубрика: История ткачества

Прочие страны древнего Востока. Прядение

Просмотров: 5549


Естественно, что при исключительной тонкости нити, шедшей на индийские ткани, обычный метод веретенного прядения был непригоден. Нужно было либо держать веретено все время в руке, либо приложить его к какой-нибудь точке опоры. Мы уже познакомились ранее с этой последней формой индийского прядения, при которой веретено вращается внутри скорлупы кокосового ореха. Следующим шагом в развитии этого принципа было по-видимому, еще и сейчас употребляющееся в некоторых странах Востока веретено-волчок, заостренное книзу и приводящееся во вращательное движение на полу, — операция, которая могла, в результате длительного опыта, навести на мысль использовать для вращении веретена веревочную передачу. Введение последней должно было резко сократить количество затрачиваемого на процесс прядения труда и тем самым вызвать существенный прогресс в прядильной технике.

В самом деле, при веретенном прядении попытки увеличения производительности труда неизбежно упирались в сравнительно небольшую скорость вращения веретена и в быструю утомляемость правой руки прядильщика, выполняющего функцию двигательной силы для веретена в очень неэкономичной форме прерывистых импульсов, осуществляемых мускульной силой одних только пальцев руки. Как и для многих ремесленных орудий, здесь наиболее целесообразной формой разрешения механической задачи (сообщение веретену быстрого вращения) являлось использование мускульной силы всей руки прядильщика для вращения рукоятки, соединенной с самим рабочим инструментом (веретеном). Эта задача была разрешена в Индии изобретением колесной прялки.

Появление колесной прялки кладет начало второму этапу развития прядильной техники.




Индийская ручная прялка
Индийская ручная прялка

Она представляет собой низкий станок, состоящий: из низкой подставки, служащей упором для ног при употребляемом в Индии (как и во многих других странах Востока) способе прядения сидя на полу или на корточках, из двух больших вертикальных стоек, между которыми укреплено колесе диаметром в 60—80 см на горизонтальной оси с рукояткой, из маленькой стойки, в которой укреплено веретено, и бесконечного шнура или веревки, перекинутой через блочок (желоб) веретена. Приготовленную заранее ленту или слегка скрученную ровницу прядильщик прикрепляет к концу веретена, направляя ее левой рукой все время под тупым углом к оси последнего. Одновременно правая рука прядильщика приводит в движение рукоятку колеса, движение которого через бесконечный шнур передается веретену. Скорость веретена — значительно большая, чем при ручном прядении, так как она пропорциональна отношению диаметров колеса и блочка. В этом заключается главная причина большей производительности прялки по сравнению с веретеном.

Благодаря тому, что она образует тупой угол с осью веретена, нить только скручивается, а не наматывается на поверхность веретена. Когда крутка окончена, прядильщик останавливает колесо, делает несколько обратных поворотов рукоятки для того, чтобы смотать образовавшиеся на конце веретена витки, и затем начинает правой рукой вращать рукоятку в старом направлении, а левой — направляет скрученную нить под прямым углом к оси веретена; вследствие чего она вся наматывается на его поверхность. В дальнейшем пряжа с веретена перематывается на особые мотовила и катушки, идущие для снования основы, пли на шпульки, вставляемые в челнок.

Как видим, на прялке, как и на веретене, процесс прядения прерывен, т. е. периодичен: сначала происходит вытягивание и кручение, а потом намотка. Но при этом руки прядильщика начинают теперь играть существенно различную роль: только левая выполняет собственно рабочую операцию, правая же осуществляет чисто двигательную функцию вращения рукоятки колеса.

Ручная прялка с древних времен была известна не только в Индии, но и в Китае и Японии, причем, если говорить о существенных частях, то почти в той же конструктивной форме.

В Китае, однако, имелась и другая — ножная прялка, в которой колесо приводилось в движение очень оригинальным способом, насколько известно, не встречающимся в прядильной технике других народов. Как видно из рисунка ниже, изображающего эту прялку, вращение колеса здесь достигается действием особого рычага, покоящегося в желобе вертикальной подставки; один конец рычага вставлен в спицу колеса, другой — является педалью, на которую нажимает нога рабочего.



Китайская ножная прялка с рычажной педалью (по Хорнеру)
Китайская ножная прялка с рычажной педалью (по Хорнеру)

Увидеть работу китайской ножной самопрялки можно на этом видео.



Ошибочно было бы, однако, думать, как полагает, например, проф. Чиликин (Чиликин. Лен и льнопрядильное производство), что в данном случае происходит превращение поступательного движения педали в ротационное движение колеса. На самом деле свободный конец рычага совершает не поступательное движение, а описывает также дугу, но только значительно меньшего радиуса, чем точка вхождения противоположного конца рычага в спицу. Поэтому от рабочего требуется большая ловкость и опытность, а нога его должна быть достаточно гибкой, чтобы, с одной стороны, удерживать рычаг все время в желобе подставки, а с другой — сообщать рычагу импульс, более или менее равномерный по силе и направлению движения, так как в противном случае ход колеса был бы очень неровным, что отрицательно повлияло бы на качество скручиваемой пряжи.

Таким образом, в китайской прялке нога выполняет функцию не простой двигательной силы, какую осуществляет рука в индийской прялке и во многих других ремесленных инструментах (ручная мукомольная мельница, примитивный сверлильный станок, ручной насос и т. д.), или какую осуществляет нога, приводящая педаль в элементарное поступательное движение в европейской самопрялке XVI в.. в токарных станках, швейных машинах и т. д. В китайской прялке нога выполняет функцию гораздо более сложную, требующую от рабочего не меньшего искусства (хотя оно направлено лишь к созданию равномерного движения колеса), чем то, которое он должен проявлять при выполнении руками собственно рабочей операции прядения нити. На приведенном рисунке колесо приводит в движение три веретена, расположенных на таком расстоянии от свободного конца рычага, что рабочий, нога которого занята приведением в действие педали, вряд ли мог одновременно выполнять работу на веретене. Это тем менее вероятно, что ножная операция требовала усиленного внимания, лишавшего рабочего возможности прилагать свое искусство сразу и к другому сложному объекту. Вследствие этого для приготовления трех нитей требовался труд еще двух прядильщиков, а поскольку было два прядильщика, к группе веретен, как справедливо замечает I Horner, могло быть присоединено еще четвертое. Эмансипированный от двигательных функций рабочий может выполнять на прялке обеими руками операции вытягивания двух нитей.

Обычный тип китайской одноверетенной прялки показан на рисунке ниже.



Китайская ручная прялка
Китайская ручная прялка

Он отличается от индийской конструкции только тем, что обод колеса образуется здесь переплетением ряда веревок.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru