Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Ремесло — не коромысло, плеч не оттянет.

Рубрика: История ткачества

Механизация производства

Просмотров: 3315


Переход от ремесленного периода к мануфактурному, в отличие от перехода мануфактуры к крупной капиталистической промышленности, не сопровождается техническим переворотом в системе общественного производства. Исходным пунктом превращения ремесла в мануфактуру является не средство труда, а рабочая сила: изменения в ее функционировании и в расстановке ее в производственном цикле. Поэтому основой мануфактуры, как и ремесла, остается ручная техника производства: «… расчленение процесса производства на его особые фазы совершенно совпадает в данном случае с разложением ремесленной деятельности на ее различные частичные операции. Является ли такая операция сложной или простой, она, во всяком случае, сохраняет свой ремесленный характер и, следовательно, зависит от силы, ловкости, быстроты каждого отдельного рабочего, от его уменья обращаться со своим инструментом» (Маркс, Капитал).

То же самое подчеркивает Ленин. «Мануфактура вводит разделение труда, вносящее существенное преобразование техники, превращающее крестьянина в мастерового, в «детального рабочего», по ручное производство остается, и на его базисе прогресс способов производства неизбежно отличается большой медленностью. Разделение труда складывается стихийно, перенимается так же по традиции, как и крестьянская работа» (Ленин, Развитие капитализма в России).

Но, если возникновение мануфактурного производства из ремесленного не сопровождается радикальным техническим перевооружением, и система ручной техники остается господствующей то все же мануфактурная техника представляет собой новый, более высокий этап процесса развития общественных производительны: сил, этап, подготовляющий материальные предпосылки для будущего машинного базиса капитализма.

Постепенный рост производительных сил мануфактурной эпохи находит свое материальное выражение в трех основных моментах:
1. в господствующем принципе разделения труда;
2. в дифференциации, усовершенствовании и умножении рабочих инструментов;
3. в появлении на отдельных звеньях производственного процесса машин. Последние, однако, играют в течение всего мануфактурного периода второстепенную роль.

Раз процесс труда расчленился на ряд мелких операций, являющихся особой функцией мануфактурных рабочих, становится технически необходимым «дифференцирование [разделение на различные виды] рабочих инструментов, благодаря которому инструменты одного и того же рода принимают прочные формы, особые для каждого их особого применения, и их специализация, благодаря которой каждый такой обособленный инструмент в полной мере проявляет свою дееспособность лишь в руках специфического частичного работника» (Маркс, Капитал). Таким образом мануфактурная техника, базируясь на системе ремесленных орудий, все же значительно улучшает и усовершенствует эти орудия, упрощая в то же время их механические функции. Развитие орудий в мануфактурный период происходит крайне медленно и неравномерно в разных отраслях производства и по разным странам. В то время как в металлургической или военной технике прогресс орудий можно довольно отчетливо проследить, одна из ведущих областей капиталистического производства — суконная промышленность — почти не обнаруживает в течение XVII—XVIII вв. признаков технического развития.

Как мы уже видели, отдельные машины имели применение и в докапиталистической технике, но для всех этих машин характерно то, что их применение не вытекало из сущности данного способа производства. Только в мануфактуре, в которой орудие превращается в средство извлечения прибавочной стоимости из рабочего, создается возможность, а в некоторых случаях и необходимость применения машин, исходя из технической природы самого производства и из концентрации большего количества материальных средств труда и рабочей силы в одном помещении. Тем не менее, машина, как мы уже указывали, может играть в эту эпоху лишь второстепенную роль.

Машины применялись в большинстве случаев в подготовительных и вспомогательных процессов, особенно, когда требовалось большое количество людей и большая затрата силы. Так, например, в текстильной промышленности машинами были сукновальные аппараты, аппретурные прессы, приборы для наведения ворса: все это — аппараты, играющие вспомогательную роль по сравнению с основными в текстильной технике орудиями прядения и ткачества. Машины в мануфактурный период применялись, прежде всего, в таких отраслях производства, где была возможна — механизация тяжелых физических операций, недоступных одному человеку и неудобных для выполнения группой рабочих.

Другой характерной чертой машин, применявшихся в мануфактуре, является то, что они преимущественно выполняли те операции, в которых роль человека еще в домануфактурный период была сведена к производству качественно однообразных движений, не требовавших личного искусства и вытекавших из элементарности самой механической задачи, стоявшей перед этими орудиями. Так, например, в сукновальных аппаратах рабочее орудие — шток производит обработку сукна равномерными и однотипными ударами, в бумагоделательной ступе имеет место простой удар и раздробление волокнистой массы, в аппретурных механизмах — давление пресса и т. д. Все эти аппараты получают, однако, распространение во второстепенных участках техники.

Машины мануфактур вырастают из орудий, при работе которыми человек и в предшествующую эпоху непосредственно не соприкасался с предметом труда, выполняя роль двигательной силы на начальных звеньях технологической цепи (сообщение однообразных движений орудию). «Промышленная революция», говорит Маркс, «начинается тогда, когда механизм впервые применяется там, где издревле для получения окончательного результата требовалась работа человека, а не там, где обрабатываемый материал спокон веку никогда не обрабатывался рукою человека, т. е. там, где человек по природе вещей не является с самого начала лишь простой силой». Так, например, в ручных мукомольных жерновах человек только вращал рукоятку верхнего подвижного жернова, собственно же рабочая операция размола осуществлялась орудием. Так как человек не участвует здесь в изменении физической структуры предмета труда, то человеческая рука и ее разнообразные качества (эластичность, подвижность, нарастание силы, производство резких толчков и т. п.), ненужные при данной работе, легко заменяются орудием, которое, получив лишь импульс от человека, само выполняет однообразные, несложные операции. Вот почему такие орудия, «… на которые человек с самого начала действовал только как простая двигательная сила, — как, например, при вращении вала мельницы, при насосах, при подымании и опускании рукоятки раздувального меха, при толчении в ступе и т. д., — эти орудия прежде всего вызывают применение животных, воды, ветра как двигательных сил. Отчасти в мануфактурный период, в единичных же случаях уже задолго до него, эти орудия развиваются в машины, но они не революционизируют способа производства». Это объясняется тем, что машины здесь не вырывают процесса труда из рук человека, а захватывают почти исключительно вспомогательные и подготовительные звенья технологического процесса, в которых и раньше предмет труда не приходил в соприкосновение с естественными органами рабочего и его ручными инструментами.

Историческая роль машин мануфактурного периода заключается в том, что их возникновение и функционирование означает, как уже было указано, подготовку в недрах мануфактуры элементов будущего машинной индустрии. Характерное для развитой системы машин, лежащей в основе фабричного производства, сочетание двигательной установки, передаточного механизма и рабочей машины, возникает еще в мануфактуре, а именно — в различных мельничных механизмах этой эпохи. Вот почему Маркс считает, что «вся история развития машин может быть прослежена на истории развития мукомольных мельниц». В мануфактурный период под «мельницей» понимали всякое производство, в котором рабочие аппараты приводились в действие общим механическим двигателем. Слово «mill» (мельница) в английском языке и в настоящее время означает «фабрику» и употребляется наряду с более поздним термином «factory».

Другим важнейшим механизмом мануфактурной эпохи Маркс считает часы. Часы и мельница, по словам Маркса, были «… за все время от XVI до середины XVIII века, т. е. за весь период развившейся из ремесла мануфактуры до подлинно крупной промышленности, двумя материальными основами, на которых внутри мануфактуры строилась подготовительная работа для машинной индустрии». Часы не могут быть причислены к машинам: это — контрольно-регистрирующий аппарат, имевший для мануфактурной техники огромное значение. «Часы являются первым автоматом, созданным для практических целей», натолкнувшим впоследствии — в эпоху создания капиталистической машинной индустрии — на мысль применить принцип автоматизма для широких промышленных целей. Часы в XVIII в. превратились в опытную модель всего механического искусства вообще.

Из машин мануфактурного периода после мельниц наибольшую роль сыграли: различные прессовально-аппретурные и прокатные аппараты, механические молоты, воздуходувные аппараты в металлургии, сверлильные аппараты, проволочно-волочильные станки, шлифовально-точильные аппараты, крутильно-мотальные аппараты в шелковом производстве, насосы.

В мануфактурный период получают развитие во второстепенных областях техники и такие машины, которые в дальнейшем, в эпоху промышленного переворота XVIII в., революционизируют производство. Техническая природа этих машин такова, что они вытесняют человека из процесса непосредственного воздействия на предмет труда и оперируют сразу несколькими однородными или разнородными инструментами, превращающимися в механически-действующие органы машины. В своей ремесленной форме они часто крайне несовершенны, громоздки, сложны по конструкции, что затрудняет применение их в производственном процессе и делает их экономически мало рентабельными. Потребность в широком применении таких машин отсутствует в условиях мануфактурного производства, поэтому, будучи изобретены, они порою просто не вводятся в практику, а иногда встречают даже активное противодействие со стороны определенных общественных кругов, незаинтересованных в их распространении (цеховые, ремесленные группировки). Тем не менее, ввиду той решающей роли, которую они играют при переходе к крупной капиталистической промышленности, их нельзя игнорировать при анализе мануфактурной техники. К числу таких машин, например, принадлежит вязальный станок XVI в. и ленточный станок.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru