Рубрика: История ткачества
Техника льняного производства в целом
Просмотров: 2893
Технологический процесс на льняной мануфактуре XVI-XVШ вв. слагается обычно из следующих звеньев: 1) предпрядильные операции (трепка и ческа льна и пеньки), в некоторых случаях — приготовление ровницы,
2) прядение,
3) приготовление готовой пряжи для ткачества (беление, перемотка нити на мотовила, катушки и шпульки, снование, заправка основы),
4) тканье,
5) аппретура ткани (беление, крашение, лощение и прессовка).
Мы уже указывали на то, что за исключением некоторых вспомогательных операций, мануфактурное производство покоится в основном на системе ремесленных инструментов, значительно, однако, более развитых и разнообразных по форме, чем аналогичные орудия ремесленной мастерской. Прядение и ткачество — эти два центральных участка производства — применяют сложные ремесленные инструменты (самопрялку и ремизный ткацкий станок), представляющие собой комплекс орудий и приспособлений, выполняющих ряд разнородных операций. На других участках работа производится, главным образом, при помощи простых инструментов, предназначенных для производства одной операции.
Орудием чески по-прежнему остается ручной деревянный, реже металлический, гребень, сквозь зубья которого прочесывают зажатый в руке пучок льна. Простота операции обусловливает организацию чески, как правило, вне стен мануфактуры. Для перемотки нити на шпульки, закладываемые в ткацкие челноки, употребляется обычно низкий станок, похожий на прялку, где шнур большого колеса приводит в движение плотно насаженную на ось веретена шпульку, которая сматывает на свою поверхность пряжу с устанавливаемой на неподвижной оси самопрялочной катушки. В тех случаях, когда пряжа предназначена для основы и ее нужно рассортировать в мотки определенной длины, пользуются мотовилом разного диаметра, ручку которого вращает человек. Иногда в мануфактурный период делаются попытки присоединить к мотальным аппаратам механический двигатель. Такие механически-действующие аппараты были известны, по-видимому, на французских мануфактурах середины XVIII в., как показывают соответствующие рисунки французской «Энциклопедии» Дидро и Даламбера 60-х годов этого века.
В технике ткачества полотняных изделий в XVI — XVIII вв. никаких существенных изменений отметить нельзя. Фламандский ткацкий станок XVI в. с его основными частями — горизонтальной рамой, двойным ремизным аппаратом, бердом, двумя навоями — остается, конечно, с различными национальными отклонениями в конструктивных деталях, орудием тканья полотняных мануфактур до самой эпохи промышленной революции. Характерным здесь является только употребление, в зависимости от рода изготовляемой материи, дифференцированных и специально приспособленных для данной цели инструментов — берд, челноков, рам и т. д., и введение сновальных барабанов, на которые навивается пряжа, идущая на основу ткани сразу с нескольких десятков катушек.
Фламандский ткацкий станок середины XVI в. (гравюра на дереве Иоста Аммана). |
Обычно полотняные мануфактуры перерабатывают как льняную пряжу (подразделяющуюся на чисто льняную и очесочную), так и пряжу из пеньки. Последняя является материалом, из которого ткут грубые холсты, парусные полотна, скручивают веревки и канаты и т. д.
Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.
Последние материалы этого раздела:
- Обрядовые песни как неотъемлемая составляющая быта предков
- Планы дальнейшего роста
- Создание мощной сырьевой базы
- Научно-исследовательская работа
- Текстильное машиностроение
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.