Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Кривое веретено не оденет.

Рубрика: История ткачества

Техника льняного производства в целом

Просмотров: 2893

Техника льняной промышленности при переходе от ремесла к мануфактуре не претерпевает никаких существенных сдвигов. «Прядение и ткачество были разделены в мануфактурный период на новые виды, соответствующие орудия труда подверглись усовершенствованиям и видоизменениям, но самый процесс труда, нисколько не разделенный, оставался ремесленным. Своей исходной точкой машина берет не труд, а средство труда» (Маркс, Каптал). В льняном производстве, как и в области металлургии, мануфактурный период делает общим достоянием технические принципы, зародившиеся в конце ремесленного периода и имевшие в ту эпоху лишь спорадическое применение.

Технологический процесс на льняной мануфактуре XVI-XVШ вв. слагается обычно из следующих звеньев: 1) предпрядильные операции (трепка и ческа льна и пеньки), в некоторых случаях — приготовление ровницы,
2) прядение,
3) приготовление готовой пряжи для ткачества (беление, перемотка нити на мотовила, катушки и шпульки, снование, заправка основы),
4) тканье,
5) аппретура ткани (беление, крашение, лощение и прессовка).

Мы уже указывали на то, что за исключением некоторых вспомогательных операций, мануфактурное производство покоится в основном на системе ремесленных инструментов, значительно, однако, более развитых и разнообразных по форме, чем аналогичные орудия ремесленной мастерской. Прядение и ткачество — эти два центральных участка производства — применяют сложные ремесленные инструменты (самопрялку и ремизный ткацкий станок), представляющие собой комплекс орудий и приспособлений, выполняющих ряд разнородных операций. На других участках работа производится, главным образом, при помощи простых инструментов, предназначенных для производства одной операции.

Орудием чески по-прежнему остается ручной деревянный, реже металлический, гребень, сквозь зубья которого прочесывают зажатый в руке пучок льна. Простота операции обусловливает организацию чески, как правило, вне стен мануфактуры. Для перемотки нити на шпульки, закладываемые в ткацкие челноки, употребляется обычно низкий станок, похожий на прялку, где шнур большого колеса приводит в движение плотно насаженную на ось веретена шпульку, которая сматывает на свою поверхность пряжу с устанавливаемой на неподвижной оси самопрялочной катушки. В тех случаях, когда пряжа предназначена для основы и ее нужно рассортировать в мотки определенной длины, пользуются мотовилом разного диаметра, ручку которого вращает человек. Иногда в мануфактурный период делаются попытки присоединить к мотальным аппаратам механический двигатель. Такие механически-действующие аппараты были известны, по-видимому, на французских мануфактурах середины XVIII в., как показывают соответствующие рисунки французской «Энциклопедии» Дидро и Даламбера 60-х годов этого века.

В технике ткачества полотняных изделий в XVI — XVIII вв. никаких существенных изменений отметить нельзя. Фламандский ткацкий станок XVI в. с его основными частями — горизонтальной рамой, двойным ремизным аппаратом, бердом, двумя навоями — остается, конечно, с различными национальными отклонениями в конструктивных деталях, орудием тканья полотняных мануфактур до самой эпохи промышленной революции. Характерным здесь является только употребление, в зависимости от рода изготовляемой материи, дифференцированных и специально приспособленных для данной цели инструментов — берд, челноков, рам и т. д., и введение сновальных барабанов, на которые навивается пряжа, идущая на основу ткани сразу с нескольких десятков катушек.



Фламандский ткацкий станок середины XVI в. (гравюра на дереве Иоста Аммана).
Фламандский ткацкий станок середины XVI в. (гравюра на дереве Иоста Аммана).

Обычно полотняные мануфактуры перерабатывают как льняную пряжу (подразделяющуюся на чисто льняную и очесочную), так и пряжу из пеньки. Последняя является материалом, из которого ткут грубые холсты, парусные полотна, скручивают веревки и канаты и т. д.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru