Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
От безделья и то рукоделье.

Рубрика: История ткачества

Прямые красители

Просмотров: 3046


В 80-х гг. в текстильную практику впервые входит вторая группа красящих веществ — так называемые субстантивные или прямые красители, отличительной особенностью которых является их способность окрашивать животные и растительные волокна без предварительной обработки волокна и без употребления протрав для закрепления красителя на волокне. Большинство субстантивных красителей представляет собой азосоединения. Субстантивными свойствами обладали и некоторые из естественных красителей (куркула, сафлор, орлеан), однако они почти вышли из употребления в середине XIX в.

Первый искусственный субстантивный краситель для хлопка добыт в 1883 г. Вальтером (куркулин). В следующем году Веттигер изготовил краситель, названный «красное конго» и имевший крупный успех. Важнейшими из последующих субстантивных красителей были: бензокуркулин (1885), красный диамин (1888), прочный красный диамин (1889).

В конце 80-х гг. был введен способ диазотирования, при котором сначала производится окраска волокна, затем последнее погружается в холодный раствор азотистой кислоты и, наконец, в раствор проявителя, который меняет первоначальный цвет окраски на разнообразные другие. Красители, обладающие способностью менять даваемую ими окраску на волокне после известных химических обработок, получили название проявительных или ингреневых (in grain coloured — проявляемые на волокне). В большинстве случаев последующие обработки увеличивают прочность окраски и углубляют ее цвет.

Благодаря опытам Грина в 1887 г. была доказана возможность превращать желтую субстантивную краску нримулин в оранжевую, коричневую, красную и т. д. В 1888 г. Шульц получил из мониди-азосоединеиий краситель «Эрика», дающий тона от розового до карминно-красного.

Существенным недостатком субстантивных красителей является непрочность окраски к мытью и свету. Поэтому старания красильщиков были с самого начала направлены к устранению этого недостатка. Для придания окраске прочности стали применять с 70 гг. сернистые красители. Впервые они были получены в 1873 г. Кроассаном и Бретоньером при сплавлении древесных опилок с сернистым натрием. В результате последней операции получалась темно-коричневая масса, водный раствор которой обладал способностью окрашивать хлопок в прочные коричневые тона. В 1890 г. сернистые красители были получены Видалем путем сплавления серы с амидофенолом и другими органическими веществами (при опускании красителя в сернисто-натриевую ванну). Таким методом Видалю удалось получить дешевый черный краситель для хлопка. Этим была положена основа для широкого технического применения новой группы сернистых красителей, употребляемых только для волокон растительного происхождения и дающих тусклую, но весьма прочную окраску. Обычно в состав красильной ванны вводили, помимо сернистого натрия, также соду и поваренную соль. Единственной краской, которую не удалось получить в группе сернистых красящих веществ, является чисто красная краска.

Одной из важнейших проблем производства красителей в 80-90-х гг. XIX в. было нахождение способа изготовления нерастворимых азокрасящих хлопковое волокно веществ, т. е. таких, в которых отсутствовали бы сульфокислоты. В 1880 г. были добыты черный анилин и окисленные красители из диамина и аминофенола. Эти красители изготовляются не на фабриках (так как красильщик не может их растворить обычными растворителями), а получаются непосредственно на волокне — например при окислении анилина двухромокислым и хлорноватокислым калием. Подлежащий окраске материал пропитывается этим раствором, а затем помещаегся в специальной камере, благодаря чему он начинает но степенно окрашиваться. В 1880 г. Холидей предложил пропитывал хлопок водным нафтоловым раствором, затем высушивать и, наконец, пропускать через солянокислый диазораствор. Однако этот способ оказался технически неприменимым.

Практическое применение получил другой метод, введенный в 1889-1890 гг. и сводящийся к закреплению на волокне так называемых ледяных азокрасителей, получаемых путем охлаждения диазосоединений (которые легко разлагаются в теплоте). При уксуснокислом способе, после грунтования волокна бетанафтоловым раствором, производилось проявление его в устойчивом натроацетатном диазорастворе. Получение ледяных азокраентелей было упрощено с появлением устойчивых диазопрепаратов. В результате этого были последовательно введены коричневый бензидин голубой дианизидин (1893) и бордовый нафтол.

Таким образом, к концу XIX в. в красильном деле стали применяться две категории азокрасителей: 1) растворимые в воде азокрасители — соединения диазосоединений с сульфокислотами относящиеся к группе кислотных красителей, применяемых для обработки волокна животного происхождения (шерсть и шелк), и 2) нерастворимые в воде красители, образуемые из своих составных частей на самом волокне (хлопчатобумажном) путем пропитывания последнего сначала раствором нафтола, а затем путем погружения его в раствор диазосоединения сульфокислот.

Отсутствие протрав и прочность окраски обеспечили нерастворимым азокрасителям широкое применение в ситцепечатном деле. Наиболее прочной и применимой для всех видов волокон (растительных и животных) группой искусственных красителей являются кубовые красители. Среди них на первом месте стоит индиго, бывший на протяжении всего XIX в. единственным кубовым красящим веществом. Первым искусственным кубовым красителем был полученный в 1881 г. индофенол, который вследствие своей непрочности скоро исчез из красильной практики. Первый лабораторный синтез индиго был достигнут А. Байером в 1865 г. После того, как им било установлено строение индиго, стали появляться первые препараты искусственного индиго, а именно — нитрофинил-пропионовая кислота (1889), индиговая соль (1892), индофор (индоксиловая кислота). Начало фабричному изготовлению искусственных индиговых красителей положила в 1897 г. Баденская анилиновая и содовая фабрика. С этого времени синтетический индиго, благодаря своей дешевизне и чистоте, стал быстро вытеснять естественные индиго. Так как кубовые красители в воде не растворяются, их необходимо предварительно химически обработать. Лучшим веществом для этой цели служат гидросульфитные препараты, впервые предложенные в 1852 г. Шенбойном, указавшим на восстановительные свойства гидросернистой кислоты. В 1869 г. Шютценбергер ввел в практику красильного и печатного дела сульфит натрия, а в 1873 г. стал изготовлять гидросульфитные кубовые красители.

Благодаря работам Бернтена (Berntheen) удалось получать гидросульфитный препарат в чистом виде и установить его химическую формулу.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru