Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома, да точил веретена.

Рубрика: Ткацкий станок

Татарские ткацкие станы. Безрамный горизонтальный стан

Просмотров: 2813

В безрамном типе стана по особенностям конструкции подставок для крепления пришвы и конца основы выделяются три варианта: а) двухподставной, б) трехподставной, в) устанавливаемый на нарах.





Формы безрамного горизонтального стана (Конец XIX — начало XX вв.)


Безрамный ткацкий стан
Двухподставной вариант безрамного стана был описан у татар-кряшен Восточного Закамья. Его особенность состояла в том, что для укрепления перед нарами на расстоянии длины основы между полом и потолком крепился брус. Пришва лежала в углублениях, сделанных из жерди на стене избы. Свернутый в жгут конец основы привязывался к колышку, вбитому на нарах. Бердо и нитченки привязывались к потолку.


Безрамный ткацкий стан
Второй вариант безрамного стана имел три раздельные стойки-колышки высотой около 70 см. Два передних колышка скрепляли поперечными жердями, третий колышек вставляли в специальное отверстие, проделанное в полу избы на расстоянии не менее 2 м от передних колышков. У передних колышков в верхней части делали небольшие выемки для установления пришвы, к которым наматывался передний конец основы. Пришва состояла из круглой или восьмигранной палки с продольной прорезью, через которую проходила готовая ткань. Правый конец переднего навоя имел утолщение четырехгранной или круглой формы с двумя поперечными сквозными отверстиями. В эти отверстия продевалась палочка (тоткыч) для удержания основы в натянутом положении. На третий колышек надевался за петлю другой конец основы. Нитченки подвешивали к потолку, снизу к ним крепили на нитях подножки. Бердо свободно лежало на натянутой основе.

Трехподставной вариант безрамного стана у поволжских татар давно исчез из практики ткачества. Некоторые скудные данные о нем могли сообщить лишь информаторы бывшего Мензелинского уезда Уфимской губернии, а впервые он отмечен И. Г. Георги в быту оренбургских татар.


Безрамный ткацкий стан
Третий вариант безрамного стана также не имел собственной станины и конструировался на нарах. Основой стана служили два полоза, к которым посредством шипа прикрепляли вертикальные стойки с боковым вырезом для вкладывания пришвы — вала, на который наматывался готовый холст. Полозья между собой не скреплялись, что характерно для ткацких станов такого рода. Они заменялись досками нар на расстоянии длины пришвы и в таком виде составляли легко разбираемый остов стана. К пришве обычным способом прикреплялся конец основы (буй), а в процессе работы холст проходил через щели в пришве. С противоположной от пришвы нити основы крепили к деревянному колышку, вбитому в нары. Веревки, при помощи которых бердо (кылыч) и нитченки (көре) подвешивались к потолку, «одним концом привязывали к кольцам или шесту на потолке, а к другому их концу прикрепляли бедренные кости гусей. Последние продевали в петли берда и нитченок и затем их крепили к веревке посредством особой петли или, точнее, простого заворота веревки вокруг расширенного конца костей». Собственно, таким способом можно было достичь регулирования высоты берда и подножек. К нитченкам внизу обычным способом крепили на нитях подножки (тәбәлдрек), они нижним своим концом были надеты на одну веревочку или ремень посредством просверленных в них отверстий, концом которого прикреплялись к полу так, что нижний конец подножек оставался неподвижным и ими легко можно передвигать нитченки.

Районирование безрамного типа стана показало, что двух— и трехподставные его варианты единично применялись ткачихами в Восточном Закамье, причем первый — у кряшен, второй — у мусульманских групп татар. В конструктивном отношении они наиболее всего близки к «простейшим ткацким станам» башкир, применявшимся ими в юго-восточных районах Башкирии и считавшимся специалистами приспособленными к условиям полукочевого быта, так как их обычно устанавливали на открытом месте: около юрты, на летовке или во дворе дома и основу натягивали между вбитыми в землю колышками или столбами навеса сарая.

Станы, устроенные в форме треугольника путем вбивания в землю трех брусков, из которых два передних имели в верхней части выемки, в которые вставляли валик, устраивали мастерицы-ногайки. Заметим, что подобные же черты натягивания основы на колышках были показательны для примитивных, но находящихся в избе, горизонтальных станов ряда народов — чуваш, западносибирских татар, марийцев, удмуртов, коми, обских угров (хантов и манси), русских. Как видим, отдельные признаки натягивания основы на кольях, столбах сохранились в установленных в жилище станах татар, но в сочетании с нарами. Все указанные аналоги прежде всего отражают ранние взаимосвязи в материальной культуре татар с башкирами, свидетельствуют, что в последующем развитии горизонтального типа стана татар сказывалось участие многих народов Урало-Поволжской зоны.

Ареал распространения третьего типа безрамного, устанавливаемого на нарах стана — Предкамье, Восточное Закамье, Уфимское Приуралье. Следует заметить, что для татар-мусульман Казанского уезда он вплоть до начала XX в. зафиксирован как преобладающий вариант, а в Предкамье (за исключением Глазовского и Слободского уездов), в Восточном Закамье и Приуралье он имел бытующую градацию.

В данном варианте обращает внимание то, что он, как и предыдущие, еще не имеет рамы, но в нем уже появляются полозья — один из важнейших признаков рамного стана. Кроме того, здесь бердо не просто лежит на натянутой основе, а уже прикрепляется к потолку так же, как и нитченки. Эти его признаки, очевидно, не что иное, как некоторое усовершенствование второго варианта, появившееся в связи с необходимостью приспособления его к новым условиям образа жизни татар.

Н.И. Воробьев считал, что вышеописанная форма ткацкого стана у татар является самым «древним и наиболее примитивным: представляя как бы промежуточную стадию развития между двумя типами станов кочевников-турок и оседлых финнов». Не возражая против сути данного утверждения, заметим, что у этой древней формы были предшественники, под которыми подразумеваются рассмотренные выше два варианта безрамных горизонтальных станов.

Вернуться к оглавлению книги "Ткачество татар Поволжья и Урала" Ф. Ш. Сафиной

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткацкий станок.


У вас есть чем дополнить статью Татарские ткацкие станы. Безрамный горизонтальный стан?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту

Искусница
банер fourhoofs.ru