Рубрика: Ткацкий станок
Татарские ткацкие станы. Безрамный горизонтальный стан
Просмотров: 3468
В безрамном типе стана по особенностям конструкции подставок для крепления пришвы и конца основы выделяются три варианта: а) двухподставной, б) трехподставной, в) устанавливаемый на нарах.
Трехподставной вариант безрамного стана у поволжских татар давно исчез из практики ткачества. Некоторые скудные данные о нем могли сообщить лишь информаторы бывшего Мензелинского уезда Уфимской губернии, а впервые он отмечен И. Г. Георги в быту оренбургских татар.
Районирование безрамного типа стана показало, что двух— и трехподставные его варианты единично применялись ткачихами в Восточном Закамье, причем первый — у кряшен, второй — у мусульманских групп татар. В конструктивном отношении они наиболее всего близки к «простейшим ткацким станам» башкир, применявшимся ими в юго-восточных районах Башкирии и считавшимся специалистами приспособленными к условиям полукочевого быта, так как их обычно устанавливали на открытом месте: около юрты, на летовке или во дворе дома и основу натягивали между вбитыми в землю колышками или столбами навеса сарая.
Станы, устроенные в форме треугольника путем вбивания в землю трех брусков, из которых два передних имели в верхней части выемки, в которые вставляли валик, устраивали мастерицы-ногайки. Заметим, что подобные же черты натягивания основы на колышках были показательны для примитивных, но находящихся в избе, горизонтальных станов ряда народов — чуваш, западносибирских татар, марийцев, удмуртов, коми, обских угров (хантов и манси), русских. Как видим, отдельные признаки натягивания основы на кольях, столбах сохранились в установленных в жилище станах татар, но в сочетании с нарами. Все указанные аналоги прежде всего отражают ранние взаимосвязи в материальной культуре татар с башкирами, свидетельствуют, что в последующем развитии горизонтального типа стана татар сказывалось участие многих народов Урало-Поволжской зоны.
Ареал распространения третьего типа безрамного, устанавливаемого на нарах стана — Предкамье, Восточное Закамье, Уфимское Приуралье. Следует заметить, что для татар-мусульман Казанского уезда он вплоть до начала XX в. зафиксирован как преобладающий вариант, а в Предкамье (за исключением Глазовского и Слободского уездов), в Восточном Закамье и Приуралье он имел бытующую градацию.
В данном варианте обращает внимание то, что он, как и предыдущие, еще не имеет рамы, но в нем уже появляются полозья — один из важнейших признаков рамного стана. Кроме того, здесь бердо не просто лежит на натянутой основе, а уже прикрепляется к потолку так же, как и нитченки. Эти его признаки, очевидно, не что иное, как некоторое усовершенствование второго варианта, появившееся в связи с необходимостью приспособления его к новым условиям образа жизни татар.
Н.И. Воробьев считал, что вышеописанная форма ткацкого стана у татар является самым «древним и наиболее примитивным: представляя как бы промежуточную стадию развития между двумя типами станов кочевников-турок и оседлых финнов». Не возражая против сути данного утверждения, заметим, что у этой древней формы были предшественники, под которыми подразумеваются рассмотренные выше два варианта безрамных горизонтальных станов.
Последние материалы этого раздела:
- Меняем точку крепления ткацкого станка: с земли на пояс
- Делаем ткацкий станок, укрепленный на земле с бердом
- Натягивание основы
- Основная часть ткацкого станка с креплением на земле
- Ткацкие станки кочевников: простое, дешевое, историческое ткачество
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткацкий станок.