Рубрика: Ткацкий станок
Татарские ткацкие станы. Челнок
Просмотров: 3001
Необходимым предметом ткачества являлся челнок (соса). Он не входил в конструкцию стана непосредственно, а применялся для пропускания через основу нитей утка. Его форма и устройство были обычными для края. В полость челнока вставляли цевки (шүре), сделанные из коры тальника в виде трубочки.
Нити для утка сматывались на цевки с помощью сучила (калтырча).
Если обратиться к профессиональной лексике, относящейся к ткачеству, то прежде всего показательна терминологическая отработанность всех без исключения орудий, приспособлений и их деталей, предназначенных для производства тканей. Все они преимущественно принадлежат к собственно татарским названиям. Эта особенность лексики ткачества находилась в прямой связи с образом жизни, производственной деятельностью и социальным положением женщин. Неотлучно живя в семейном кругу, отдавая много времени и сил для обеспечения семьи тканями, татарская женщина, как полагают некоторые языковеды, вынужденно ограничивалась кругом понятий из повседневного быта; ее лексика обогащалась не только заимствованиями из других языков, но и понятиями из других областей домашнего быта и родного языка. Поэтому орудия труда, их детали назывались ею в сравнении с явлениями, предметами, ранее ей известными и понятными, как, например, названиями отдельных органов человека и животных. Примеры этого можно найти в названиях татарского стана «киндер урны», «сәке урны», буквально: место для тканья, место нар, так как стан приспособлялся к раме нар — универсальному предмету в традиционной обстановке избы татар. Другие примеры подножки — «табан», «тәбәлдрек» (Заказанье), «аяк басма» (Окско-Сурское междуречье) буквально: ступня, подметка для ног; пришва — киерге агачы (Предкамье), аю баш (Окско-Сурское междуречье), бавыр агачы (Заказанье, Восточное Закамье) буквально: медвежья голова, дерево печени (или груди); трость берда — кылыч теше (Заказанье) буквально: зубья меча; узел основы — көйшә күзе (Заказанье) буквально: глаз основы и т.д.
Приведенные и другие названия в орудиях ткачества отражают долгую историю их развития, древность технических навыков, на которые обратили внимание этнографы предшествующего поколения. Вместе с тем определенная часть названий появилась во взаимосвязи с совершенствованием техники ткачества (например, названия станов на нарах, пришвы, навоя и т.д.). В одних случаях они были конвергентными, часто заимствованными, но последних было мало и они относились к наиболее совершенным, поздним явлениям ткачества.
Другое, обращающее внимание обстоятельство в терминологии — это законсервированность в ряде названий ткачества древних корней, связанных с историческими традициями ткачества. Так, этимологи в диалектах казанских, алтайских, уйгурских, татарских, турецких языков значение «бить» (ток, токы, току) и «ткать» (току, тока) рассматривают как единый глагол, связывая оба приведенных значения с шумом подвижных частей (ручного) ткацкого стана.
Татаро-башкирское «аркау», «аркаулык» — уток имеет более сложную этимологическую характеристику (см. ногайское, казахское, каракалпакское «аркав», «аркау», киргизское «аркоо», алтайское «арку» — уток, древне-тюркское — производимое от глагола арка — иметь поперечные нити, закладывать уток).
Некоторые этимологи усматривают здесь древнейший термин ткачества — глагол аг — ткать, плести, другие связывают со словом «аркы» поперечный (см. татарское и проч. «аркылы» поперечный), которое в свою очередь связано с «арка» спина, как буй, буйлык основа связано с буй, бой, рост, туловище, длина туловища.
Последние материалы этого раздела:
- Меняем точку крепления ткацкого станка: с земли на пояс
- Делаем ткацкий станок, укрепленный на земле с бердом
- Натягивание основы
- Основная часть ткацкого станка с креплением на земле
- Ткацкие станки кочевников: простое, дешевое, историческое ткачество
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткацкий станок.