Рубрика: славянские узоры. Схемы узоров
Уральские полотенца
Просмотров: 88727
В музеях встречаются очень старые образцы вышитых и тканых полотенец. Полотенца изготавливали в технике бранного, ажурного, многоремизного, закладного ткачества, вышивали набором, счетной гладью, крестиком, болгарским крестом, тамбуром, стебельчатым швом, гладью. Одной из самых ранних и трудоемких техник является вышивка по перевити (вышивка по продернутому в виде сетки холсту).
У обрядового полотенца середину полотна оставляли белой, на краях выполняли вышивку и к концам полотна пришивали кружево (вязанное крючком, плетеное на коклюшках или фабричное) или ажурно вытканные полосы или делали кисти — таким образом возникал самый распространенный вариант трехчастного разбиения пространства. Встречается и более сложный порядок расположения орнаментов: вышивка, кружево (прошва), вышивка (возможно по кумачу), кружево или кисти. В этнографии существует гипотеза, что до середины XIX века концы полотенец оформляли не кружевом, связанным крючком, а вышивкой по перевити, орнаменты которой часто имитирует крючочное кружево. Традиционными мотивами вышивки для обрядовых полотенец были птицы-павы у древа жизни, птицы, идущие друг за другом, ромбы и другие. В зависимости от мотивов орнаментов вышивки и кружева полотенца использовали в свадебном, похоронном или в календарных обрядах. Богато украшали полотенце для иконы в красном углу. Перед тем как вышивать такое полотенце, два конца полотна часто сшивали вдоль одной стороны на высоту вышивки. Затем, не прерывая раппорт в месте шва, выполняли вышивку от одного края до другого получившегося полотна и пришивали кружево на всю ширину сдвоенных концов. Такое полотенце называлось глухим. Его вешали на зеркало или на раму с фотографиями.
В конце XIX — начале XX века распространились натуралистические вышивки крупных цветов, букетов, вазонов, сюжетные вышивки. Эти мотивы женщины находили на обертках мыла, одеколонов и другой парфюмерии, которые разрабатывались целым штатом художников на фабрике промышленника Брокара. Мастерица вносила в сюжет и свои мотивы, которые встречались в старинных изделиях.
Повседневные полотенца — для вытирания рук (рукотерники), для накрывания квашни (наквашенники), для накрывания ведра с молоком (накоровенники) — также украшали, но символике их орнаментов придавали меньше значения. Такие полотенца были пестрыми — в клетку, в полоску, — к ним могли пришить полоску кумача с вышивкой, небольшие кружева или по некрашеному льну сделать неширокую вышивку красными и черными нитками.
![Полотенца](/pics/schemas/ural-01.jpg)
Полотенце — наквашенник. Талицкий район Свердловской области.
![Полотенца](/pics/schemas/ural-02.jpg)
Конец полотенца. Из фондов Нижнесалдинского краеведческого музея, г. Нижняя Салда Свердловской области
![Полотенца](/pics/schemas/ural-03.jpg)
Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург
![Полотенца](/pics/schemas/ural-04.jpg)
Город Пермь (из церковного прихода). Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург
![Полотенца](/pics/schemas/ural-05.jpg)
Алапаевский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ
![Полотенца](/pics/schemas/ural-06.jpg)
![Полотенца](/pics/schemas/ural-07.jpg)
![Полотенца](/pics/schemas/ural-08.jpg)
Полотенца. Ирбитский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ
![Полотенца](/pics/schemas/ural-09.jpg)
![Полотенца](/pics/schemas/ural-10.jpg)
![завершающий статью узор](/pics/pattern.gif)
Последние материалы этого раздела:
- Узоры старинного шитья в России
- Русский народный орнамент
- Сборник Великорусских и Малоросийских узоров
- Уральские полотенца