Рубрика: славянские узоры. Схемы узоров
Уральские полотенца
Просмотров: 89711
В музеях встречаются очень старые образцы вышитых и тканых полотенец. Полотенца изготавливали в технике бранного, ажурного, многоремизного, закладного ткачества, вышивали набором, счетной гладью, крестиком, болгарским крестом, тамбуром, стебельчатым швом, гладью. Одной из самых ранних и трудоемких техник является вышивка по перевити (вышивка по продернутому в виде сетки холсту).
У обрядового полотенца середину полотна оставляли белой, на краях выполняли вышивку и к концам полотна пришивали кружево (вязанное крючком, плетеное на коклюшках или фабричное) или ажурно вытканные полосы или делали кисти — таким образом возникал самый распространенный вариант трехчастного разбиения пространства. Встречается и более сложный порядок расположения орнаментов: вышивка, кружево (прошва), вышивка (возможно по кумачу), кружево или кисти. В этнографии существует гипотеза, что до середины XIX века концы полотенец оформляли не кружевом, связанным крючком, а вышивкой по перевити, орнаменты которой часто имитирует крючочное кружево. Традиционными мотивами вышивки для обрядовых полотенец были птицы-павы у древа жизни, птицы, идущие друг за другом, ромбы и другие. В зависимости от мотивов орнаментов вышивки и кружева полотенца использовали в свадебном, похоронном или в календарных обрядах. Богато украшали полотенце для иконы в красном углу. Перед тем как вышивать такое полотенце, два конца полотна часто сшивали вдоль одной стороны на высоту вышивки. Затем, не прерывая раппорт в месте шва, выполняли вышивку от одного края до другого получившегося полотна и пришивали кружево на всю ширину сдвоенных концов. Такое полотенце называлось глухим. Его вешали на зеркало или на раму с фотографиями.
В конце XIX — начале XX века распространились натуралистические вышивки крупных цветов, букетов, вазонов, сюжетные вышивки. Эти мотивы женщины находили на обертках мыла, одеколонов и другой парфюмерии, которые разрабатывались целым штатом художников на фабрике промышленника Брокара. Мастерица вносила в сюжет и свои мотивы, которые встречались в старинных изделиях.
Повседневные полотенца — для вытирания рук (рукотерники), для накрывания квашни (наквашенники), для накрывания ведра с молоком (накоровенники) — также украшали, но символике их орнаментов придавали меньше значения. Такие полотенца были пестрыми — в клетку, в полоску, — к ним могли пришить полоску кумача с вышивкой, небольшие кружева или по некрашеному льну сделать неширокую вышивку красными и черными нитками.
Полотенце — наквашенник. Талицкий район Свердловской области.
Конец полотенца. Из фондов Нижнесалдинского краеведческого музея, г. Нижняя Салда Свердловской области
Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург
Город Пермь (из церковного прихода). Из частной коллекции Т.И. Швалевой, г. Екатеринбург
Алапаевский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ
Полотенца. Ирбитский район Свердловской области. Из экспедиционных материалов СОДФ
Последние материалы этого раздела:
- Узоры старинного шитья в России
- Русский народный орнамент
- Сборник Великорусских и Малоросийских узоров
- Уральские полотенца