Рубрика: Узорное ткачество. Декор ткани
Не менее интересной разновидностью браного народного ткачества является ажурное ткачество с перевивкой нитей основы. Этим способом выполняли полотенца, скатерти, занавески и другие изделия в северных районах Европейской России — Вологодской и Архангельской областях, Карелии. В этой статье рассматривается общая теория ажурного ткачества, а мастер-класс можно найти здесь.
Одной из разновидностей браного ткачества является выборное, т. е. такое браное ткачество, в котором узорные нити проходят не по всей ширине ткани, а участками, так же как в знакомом нам переборе, поворачивая в определенных пределах то в одну, то в другую сторону. В этой статье рассматривается общая теория выборного ткачества, а мастер-класс можно найти здесь.
Следующая ступень в овладении узорным ткачеством — ознакомление с браным народным ткачеством, в котором узор получается при помощи дощечки — бральницы. В этой статье рассматривается общая теория браного ткачества, а мастер-класс можно найти здесь.
Попробуем теперь освоить еще одну несложную технику узорного ткачества, а именно — тканье так называемой пестряди, т. е. ткани из разных цветов ниток в народном узорном ткачестве. Из нее шили юбки и сарафаны, мужские и женские рубахи, передники и пр. Народная пестрядь была очень разнообразной: она ткалась из льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток. Цвета для пестряди подбирались так, чтобы не было впечатления негармоничной, режущей глаз пестроты.
На второе место по степени сложности получения узора на основе полотняного переплетения можно поставить так называемый заклад, или закладную технику ткачества. Она несколько напоминает технику перебора под полотно, но с той разницей, что сплошной фоновый уток здесь не прокладывается. Все детали цветного узора и белого фона выполняются в закладе самостоятельной ниткой, тоже по счету нитей. Узор при этом получается такими же уступами, как и в переборе. Отличительная черта закладного узора: по его контуру имеются небольшие вертикальные щели, отделяющие один цвет от другого, что диктуется, как мы увидим ниже, самой техникой исполнения.
Техника перебора под полотно применялась в народном ткачестве для выработки узорных полотенец, передников и других изделий. Узор здесь получается не особенно яркий в цвете, так как узорные нити переплетаются с основой полотняным переплетением.
Изучение и практическое освоение ручного узорного ткачества на уроках технологии, изобразительного искусства и кружковых занятиях должно ставить прежде всего задачи эстетического воспитания подрастающего поколения, способствовать пробуждению в ребятах интереса, любви к народному искусству, развитию их творческих способностей, фантазии, а также смекалки, трудолюбия.
Интересный и своеобразный вид народного прикладного искусства — ручное узорное ткачество, уходящее своими корнями в глубокое прошлое.
Прогресс машинной техники ткачества во второй половине XIX в. коснулся также производства узорчатых материй и выразился здесь в ряде усовершенствований, введенных в жаккаров станок.
При закладной технике, как и при браной, использовались два утка — фоновый и узорный. Но в закладной узор создается полихромным утком и пропускается не во всей ширине основы, а закладывается в определенных местах в соответствии с узором.
Кроме ремизной, у белорусов широкое распространение имела браная техника («пераборы», «пярэбары», «наборкi», «перабiранне» и др.).