Рубрика: построение орнамента. Схемы узоров
О духовном развитии общества свидетельствует его культура. Она подразумевает длительный процесс обучения, образования, воспитания его индивидуумов. В то же время, культура — это накопленные знания, традиции, обычаи и формы поведения.
Замечено, что чем более развит оказался в духовном и интеллектуальном плане народ, тем больше произведений искусств он способен создать.
Замечено, что чем более развит оказался в духовном и интеллектуальном плане народ, тем больше произведений искусств он способен создать.
Создание произведения декоративно-прикладного искусства — сложный творческий процесс: художник воплощает замысел, свою художественную идею средствами данного вида искусства. Основа этого творческого процесса — поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала.
В самых элементарных образцах возможно предположить и выявить сложную многоступенчатую структуру с неоднозначными внутренними связями. Сухая схема образца — это еще не орнамент, а ее реализация в конкретном произведении всегда есть творческий процесс, который наделяет форму многими новыми смыслами.
Излюбленной темой орнаментов многих стран мира являются растительные мотивы.
Мы уже упоминали, что путем вращения исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Что получится, если вращать при этом круг?
С помощью вспомогательных решеток удается строить достаточно сложные элементы орнаментов, представляющие собой переплетающиеся ленты.
Полезным вспомогательным приемом при построении орнаментов является предварительное вычерчивание решеток.
Следующий любопытный прием, который не сводится к комбинации уже описанных, — зеркальные отражения.
За счет переноса элемента орнамента только по вертикали и горизонтали невозможно получить повернутое изображение. Для выполнения такого приема, очень часто используемого в создании орнаментов, произвольный элемент надо начать вращать относительно выбранного центра на определенное число градусов.
Имея инструмент (дощечки), зная, в каком порядке заправлялись нити, была предпринята попытка реконструкции внешнего вида текстильных изделий XII-XIII веков. С этой целью были проанализированы древнерусские орнаменты на предмет выявления возможности перевода их в тканый вариант. Оказалось что практически все геометрические орнаменты, состоящие из ромбов, диагоналей и гребней технологичны, т. е. подчиняется законам образования переплетения тканей.