Рубрика: Ткачество на дощечках
Известен еще способ тканья на дощечках поясов и других изделий с орнаментальными узорами. Изделия с такими узорами выполняют на дощечках двух видов: обычных — с четырьмя отверстиями и узорных — с двумя, расположенными по диагонали. Края изделия, как правило, делаются на обычных дощечках, с рисунком в продольную полоску, средняя, узорная часть — на узорных. Узор выполняют из ниток двух страстных цветов. В одно отверстие узорной дощечки продевают нитку одного цвета, в другое — другого.
В этой статье я выложу некоторые многоцветные схемы, которые мне нравятся.
Здесь вы познакомитесь с технологией ткачества на дощечках белоруских поясов. Об истории, орнаментике и тругих техниках их изготовления можно узнать из статьи Белорусские народные пояса
Увидела как-то интересную фотографию тесьмы, вроде как на дощечках плетёной, но местами в ней просвечивал уток. Что такое? Ведь при ткачестве на дощечках уток не виден! Стала узнавать и выяснила, что такие тесьмы плетутся в два утка. О такой технике и хочу рассказать в этой статье.
В отверстия заправляются нити контрастных цветов.
Технология ткачества на дощечках архаична, структура переплетения образуется в процессе перевивания нитей основы. Для выявления в археологическом материале текстильных находок, выработанных в технике ткачества на дощечках, необходимо определить присутствие перевитых нитей основы, и наличие обратного движения узора, получаемого при изменении направления вращения. Механическое чередование нитей, заправленных в отверстия, происходит при помощи вращения дощечек в направлении на себя или от себя. При помощи вращения дощечек в одном направлении получают спиральное переплетение, которое ни на каком другом инструменте не возможно получить.
Наименьшее количество использовавшихся отверстий в дощечках — два. Изделия с 4 отверстиями легко атрибутируются, тогда как дощечки с 2 отверстиями могли остаться не замеченными. При археологических раскопках в Новгороде обнаружены дощечки как с четырьмя, так и с двумя отверстиями.
Некоторое количество фрагментов новгородского археологического текстиля представляют собой изделия, выработанные в технике ткачества на дощечках. Европейские исследователи обратили внимание на эту технику в конце XIX — начале XX века после того, как были обнаружены костяные пластинки квадратной формы с отверстиями по углам в Бирке (Швеция). Именно археологические открытия способствовали появлению первых исследований в области реконструкции ткачества на этом приспособлении, вызвали интерес в обществе, благодаря которому стали устраиваться выставки, формироваться коллекции текстильных изделий кардного ткачества. Простота изготовления приспособлений, огромные технические возможности в создании неограниченного количества сложных узоров, способствовали тому, что эта техника быстро завоевала прочное место среди других видов декоративно-прикладного искусства.
Для простейшего цветного ткачества на дощечках самое главное — правильно заправить дощечки, поворачивать их мы опять будем всегда в одну сторону.
Простейшими схемами я буду называть двухцветные схемы. Кроме ограниченного количества цветов, в таких схемах дощечки всегда вращаются в одну сторону.
Техника ткачества на дощечках один из древнейших способов выработки текстиля, возникший задолго до изобретения ткацкого станка.
Описание технологии заправки нитей в дощечки можно найти в статье Техника ткачества на дощечках. В этой статье мы продолжаем уроки изготовления поясов.
Смысл ткачества поясов с буквами состоит в том, чтобы в определенных местах, поворачивая дощечки от себя или к себе, выкрутить наверх нужный цвет.
Заправка дощечек. Сначала необходимо подготовить для работы дощечки размером 6х6. Для первой своей работы я использовала картон и осталась им довольна. Однако если вы всерьез собираетесь заняться «дощечным» ткачеством используйте пластиковые карточки. Главное — хорошо обработать отверстия, чтобы не перетирались нити.
Тканье на дощечках — один из древнейших способов создания текстильного объекта. Вариативность объекта проявляется в двух самых простых способах моделирования: на уровне количества конструктивных элементов — нитей и на уровне цвета.
Ткачество «на дощечках» — термин этнографический. В древности дощечки могли быть сделаны из дерева, кожи, рога и даже металла.