Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
В красный день и прясть ленно.

Рубрика: Ткачество на дощечках

Новгородские текстильные находки

Просмотров: 87660

Технология ткачества на дощечках архаична, структура переплетения образуется в процессе перевивания нитей основы. Для выявления в археологическом материале текстильных находок, выработанных в технике ткачества на дощечках, необходимо определить присутствие перевитых нитей основы, и наличие обратного движения узора, получаемого при изменении направления вращения. Механическое чередование нитей, заправленных в отверстия, происходит при помощи вращения дощечек в направлении на себя или от себя. При помощи вращения дощечек в одном направлении получают спиральное переплетение, которое ни на каком другом инструменте не возможно получить.

В русской традиции сохранился способ ткачества орнаментов на дощечках с 2 и 4 отверстиями одновременно. Для кромки использовались дощечки с 4 отверстиями, для узора с 2. Чаще всего для выработки узора использовались те же дощечки, что и для кромки, но с заправленными по диагонали двумя нитями разного цвета. Для перемены цвета в рисунке, дощечка вращалась, если цвет не нужно было менять, дощечка не вращалась. Дощечки с двумя отверстиями более древнее и примитивное приспособление, восходящее по конструкции к глиняным кружкам. Наличие минимального количества составляющих конструктивных элементов, числа использовавшихся нитей и разнообразие получаемых текстильных переплетений указывает на архаичность данного приспособления. Универсальность одна из типичных черт архаичных конструкций.

Существует мнение, что дощечки с двумя отверстиями использовались в белорусском народном ткачестве (В. I. Селiвончык, 2009. с.24). Автор предполагает, что дощечки могли применяться при изготовлении небольших изделий, когда использование других приспособлений было не целесообразно.



Порядок вращения дощечек с 2 отверстиями и схема пояса полотняного переплетения (по В. I. Селiвончык)
Порядок вращения дощечек с 2 отверстиями и схема пояса полотняного переплетения (по В. I. Селiвончык)

Некоторые этнографические пояса полотняного переплетения, находящиеся в музеях, подобные изготовленным на ниту или станке, могли быть выработаны этим способом.


Порядок вращения дощечек с 2 отверстиями и схема пояса спирального переплетения (по В. I. Селiвончык)
Порядок вращения дощечек с 2 отверстиями и схема пояса спирального переплетения (по В. I. Селiвончык)

Сейчас ткачество на дощечках с двумя отверстиями не заслуженно забыто исследователями. О. В. Орфинская, В. П. Голикова, Н. И. Шишлина приводя в своем исследовании дощечку с двумя отверстиями, как возможный примитивный инструмент для образования зева в эпоху бронзы, не связывают ее употребление с выработкой текстиля полотняного переплетения (О. В. Орфинская, В. П. Голикова, Н. И. Шишлина, 1999. с.107)

Среди новгородских археологических находок обнаружены тринадцать фрагментов поясов, изготовленных на дощечках с 2 отверстиями в технике спирального переплетения. В одном случае обнаружены перевитые нити основы от двух дощечек, нити утка не сохранились. Текстиль, выработанный на дощечках с 4 отверстиями, не встречен. Очевидно, это связано с тем, что новгородские текстильные находки представляют в основной своей массе рядовой материал невысокого сорта качества из грубых нитей. При ткачестве на дощечках с 4 отверстиями одновременно скручиваются 4 нити, которые естественно должны быть достаточно тонкими.

Новгородские находки это в основном изделия, изготовленные на 5-7 дощечках шириной 1,5-2,7 см в зависимости от количества дощечек. Узор зависит от положения дощечек, которые чаще всего установлены парами, или же направлены в одну сторону. Направление, в котором свиваются нити, принято обозначать латинскими буквами S и Z , оно зависит от заправки и установки дощечек. Направление крайних дощечек в кромках обычно симметрично друг другу и противоположно центральным. Это сделано для предотвращения перекручивания пояса.

В новгородском археологическом материале присутствует некоторое количество тканей, инструмент изготовления которых не возможно точно установить, так как ряд идентичных переплетений можно получить на самых различных приспособлениях: бердышке, дощечках, ткацком станке. В ряде новгородских поясов края изделий выполнены полотняным переплетением 1/1, в середине изделий использовано саржевое переплетение 2/2. При образовании полотняного переплетения каждая уточная нить проходит попеременно то под основной нитью, то над ней. Также и каждая основная нить проходит попеременно то над уточной нитью, то под ней. Полотняное переплетение является самым простым по конструкции и наиболее прочным, так как при этом получается наиболее частое перекрещивание нитей основы и утка. Узкие краевые полоски ткани — кромки вырабатываются обычно повышенной плотности и прочности. В саржевом переплетении основные и уточные нити располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые полосы, идущие под углом. Саржевое переплетение условно обозначается дробью, числитель которой показывает число основных перекрытий, знаменатель— число уточных перекрытий в раппорте переплетения. Переплетение саржа 2/2 обозначает, что каждая нить утка проходит над двумя нитями основы, а каждая нить основы перекрывает две нити утка. На ткацком станке для создания такого вида переплетения понадобилось бы 4 ремизки.

Оригинальный способ создания тканей переплетения саржа 2/2 указывает на существование развитой технологии ткачества на дощечках в средневековом Новгороде. Даже в рядовых изделиях низкого сорта качества, используя достаточно простые приемы установки, заправки и вращения дощечек, создавались разнообразные варианты узоров. Возможно, что ткани, имеющие более сложные виды переплетений, не сохранились. Найденные фрагменты поясов принадлежат к обыденному костюму. Естественно было бы предположить, наличие тканей более высокого сорта качества, входящих в состав праздничного убора, аналогичных найденным в захоронениях других областей средневековой Руси.

Вы можете ознакомится с анализом текстиля средневекового Новгорода, выработанного на дощечках и анализом новгородских инструментов, а также попробовать сплести несколько тесемок по схемам новгородских поясов.

Марина Михайловна Савенкова, доцент кафедры дизайна ВГПУ, соискатель докторантуры кафедры археологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткачество на дощечках.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru