Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Из пасмы в пасму перейду, так и конец найду.

Рубрика: Ткачество на дощечках

Историческая реконструкция древнерусского текстиля, выработанного в технике ткачества на дощечках

Просмотров: 85880

Техника ткачества на дощечках один из древнейших способов выработки текстиля, возникший задолго до изобретения ткацкого станка.

Самые ранние из сохранившихся изделий этого вида относятся к культуре Древнего Египта. Дощечки — приспособления для ткачества в виде пластинок из различных материалов с отверстиями. Количество отверстий могло быть самым различным от двух до шести. Процесс ткачества осуществляется следующим образом: в отверстия вдеваются нити основы равные длине изделия. Дощечки складываются в определенной последовательности друг с другом, нити натягиваются. Смена зева происходит за счет поворота дощечек на 90 градусов.

Материалы археологических раскопок в Древнем Новгороде дают некоторое количество фрагментов текстильных образцов, выработанных на дощечках с четырьмя отверстиями. Это сугубо бытовой текстиль низкого качества, изготовленный из шерстяных нитей слабой крутки, с простым орнаментом в шахматную клетку или полоску применявшийся в качестве ремней для крепления кожаной обуви.

Ткани из княжеских захоронений в новгородском Софийском соборе представляющие собой фрагменты поясов и отделки одежды, изготовленные из привозных импортных тканей и декорированные в технике золотного шитья, мало, что могут дать для изучения способов выработки собственно древнерусского ткачества. Таким образом, в представленном археологическом материале имеются с одной стороны изделия самого высокого класса качества (княжеские), с другой — самого низкого (бытовой текстиль). Отсутствуют ткани среднего класса, которые, несомненно, применялись в оформлении праздничного костюма рядовых горожан.

Определенным образом на присутствие подобных текстильных изделий указывают приспособления для ткачества, найденные при раскопках в Новгороде в слоях XII-XIII веков. Это костяные пластинки квадратной формы с четырьмя отверстиями. Деревянные дощечки применялись для ткачества поясов в различных областях России вплоть до начала XX века. Термин «дощечки» чисто этнографический. В древнерусском государстве название могло быть другим (в странах Западной Европы они назывались табличками и кружками). Археологические костяные «дощечки» с четырьмя отверстиями имеют высокое качество обработки материала и эргономичную форму. От дощечек этнографических они отличаются следующими чертами: каждая из сторон имеет прогибы в центре, что оправдано технологически, создает удобство при повороте дощечек вокруг центральной оси. Все дощечки снабжены дополнительными отверстиями в центре, в которые, по-видимому, вставлялась палочка для фиксации комплекта дощечек при остановке в работе. Естественно, что такая сложная и продуманная форма изделий возникла не сразу, а формировалась на протяжении длительного времени функционирования приспособления. Очевидно, что на приспособлениях выработанных с такой тщательностью с отверстиями для нитей небольшого диаметра и изделия вырабатывались неординарные из тонких хорошего качества шерстяных или шелковых нитей.

Для восстановления внешнего вида обрядового древнерусского текстиля были привлечены этнографические материалы, касающиеся народных поясов. Пояс в древнерусском костюме имел сакральное значение, выполнял функцию оберега. Даже сама техника изготовления была своеобразным магическим ритуалом. Этнографические пояса в основной своей массе декорированы простейшим орнаментом, лишь отдельные экземпляры содержат молитвы или пожелания, имеющие охранительные значения. Перед нами налицо наложение христианской символики на языческий оберег. С утратой языческих верований упрощалась и техника изготовления, отпала надобность в сложных переплетениях. Материалы археологических раскопок в Новгороде указывают на то, что чем древнее ткань, тем сложнее техника выработки. Рисунок народного пояса обычно состоит из трех частей, двух боковых кромок и центральной части с орнаментом. Трех частное строение это сохранялось до начала XX века даже в тех случаях, когда орнамент уже не вырабатывался, узорная заправка сохранялась по традиции. Текстильные же орнаменты на протяжении веков копировались и повторялись в декоре изделий из глины и металла и в декоре текстиля выработанного техниках в вышивки и кружева.

Савенкова М. М.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткачество на дощечках.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru