Рубрика: Ткацкие переплетения. Декор ткани
Виды переплетения
Просмотров: 69426
Если произвести группировку разнообразных переплетений, имеющихся в тканях, то оказывается, что все переплетения нитей приводятся к трем главным видам переплетения: тафтяное или гроденаплевое, киперное или саржевое и, наконец, атласное.
Первый вид плетения, представленный на рисунке, построен следующим образом: нити основы разделены на две равные части (четные и нечетные нити), уточная же нить в своих переплетениях с основною проходит то над чётными, то под чётными нитями основы и соответственно же переплетается с нечётными нитями в такой же последовательности.
Этот вид плетения получает следующие названия в применении к определённому материалу нитей:
- для тканей шелковых — тафтяного или гроденаплевого переплетения;
- для тканей шерстяных — суконного переплетения;
- для тканей льняных и хлопчатобумажных — полотняного или миткалевого переплетения.
Так как ткань рассматриваемого вида имеет наибольшее число переплетений и перекрещиваний нитей, то эта ткань и является наиболее прочной из всех видов.
С другой стороны, в силу того, что каждая нить этой ткани скрадывается во многих переплетениях, ткань этого вида является наименее блестящей и гладкой и в этом отношении уступает другим тканям.
Ткань по рисунку можно выполнить с некоторыми простыми вариантами.
Так, если нити основы пропускать то над двумя, то под двумя уточными, то получится ткань, называемая основным рапсом, точно таким же способом можно получить уточный рапс: для этого необходимо пропускать двойные нити основы то над уточными, то под ними.
Второй вид плетения — киперное или саржевое. Оно отличается от предыдущего тем, что в нём имеются диагонально проходящие полоски, более выпуклые нежели вся поверхность ткани, чередующиеся с узкими бороздками образующимися чередованием не перекрытых нитей основы с перекрытыми нитями утка и наоборот.
О киперных тканях следует сказать вообще, что они все обладают большим блеском и гладкостью, нежели ткани тафтяные, и при том в тем большей степени, чем менее связанными лежат нити основы и утка, это можно заключить из рисунков, из которых видно, что нить утка идет довольно свободно по верху нитей основы — этим именно и сообщается ткани блеск и гладкость.
Рассматривая образование переплетений по рисунку можем видеть следующий закон переплетения: каждая нить основы сдвинута от соседней и притом только на один уток; перекрытия основы и утка, будучи сдвинуты друг относительно друга только на одну нить, естественно образуют косые полоски.
Если в отличие от предыдущего переплетения, строить ткань так, чтобы перекрытия нитей основы и утка не примыкали друг к другу, а были бы сдвинуты более чем на одну нитку, то получается новый вид переплетения, называемый атласным или сатиновым.
Рассматривая рисунок, находим, что плетение происходит по такому закону: нить основы сначала сама перекрывает несколько нитей утка, идя по последним свободно, а затем сама в свою очередь перекрывается уточной нитью; следующая соседняя нить идёт таким же точно образом, перекрывая такое же число уточных нитей, однако, уточные перекрытия двух соседних нитей основы сдвинуты по меньшей мере на две уточных нити. На рисунке изображено атласное переплетение, к котором нить основы проходит, перекрывая свободно семь нитей (оборотов) утка, а затем сама перекрывается утком. Эта ткань носит название восмивязного атласа.
Очевидно, что этот вид переплетения допускает также большое разнообразие; способ же переплетения таков, что ткань получает превосходный блеск и шелковистый вид.
Рассматриваемого вида переплетения, кроме того, встречаются еще в виде различных комбинаций с другими видами в так называемых «двусторонних» материях, которые показывают с одной стороны атласное, а с другой — тафтяное или киперное плетение.
Сложные ткани, а ровно ткани художественные, требуют для своего выполнения некоторого усложнения процесса производства; однако, основной метод тканья сохраняется во всех случаях.
Вернуться к оглавлению Как построить ткацкий станок самому
Последние материалы этого раздела:
- Техника изготовления татарских народных тканей. Простые полотна
- Двойные и двухосновные ткани
- Однолицевые ткани
- Ажурные и печельчатые ткани
- Жаккардовые ткани
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткацкие переплетения. Декор ткани.