Рубрика: Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве
Многоремизное ткачество
Просмотров: 8362
При этом способе тканья уточные нити и нити основы переплетаются под прямым углом. Такое переплетение принято называть полотняным. Ткань в данном случае имеет гладкую поверхность: каждая нить основы находится то над, то под уточной нитью. Археологические материалы свидетельствуют, что ткани полотняного переплетения были известны на территории Белоруссии еще в железном веке.
При ремизной технике тканья количество нитов увеличивалось до восьми и больше, что давало возможность получать ткни с более сложным и разнообразным переплетением. В Белоруссии самой распространенной и, можно сказать, универсальной была четырехнитовая техника. С помощью четырех нитов и четырех подножек изготавливались ткани самых разных узоров.
Четырехнитовая постилка. Гродненский р-н |
Переплетение нитей в многонитовой технике, в частности четырехнитовой, зависит от того, как нити основы пропускаются в ниты, и от последовательности хода по подножкам («хадзiць па панажах»). Так, если основу пропускать подряд в каждый нит («пакiдаць у проста») и последовательно пожимать на подножки, то получится безузорная ткань саржевого переплетения. Несложными по техническим приемам были ткани с узором «ряды», «елочку» и «ромб».
Все эта узоры могла «накiдаць у нiты» и выткать любая женщина. Ткани, выполненные этими способами, были универсальными. Из них шили одежду, постельные принадлежности и др.
Полотенце, выполненное четырехнитовой техникой. Копыльский р-н Минской обл. |
После четырехнитового самое распространенное восьминитовое тканье. При этом способе использовалось восемь нитов и столько же подножек. Переплетение нитей атласное, а ткань более плотная. Самый распространенный узор «шашечка». Если в четырехнитовой технике на поверхности ткани количество нитей уточных и основных везде одинаковое, то в восьминитовой в одной шашечке дается больше нитей основы, а в другой — больше нитей утка. При восьминитовом тканье уточные нити не просто покрывают нити основы, как в четырехнитовом, а переплетаются между собой. Поэтому восьминитовая ткань имеет более гладкую поверхность. Как отмечают исследователи, восьминитовое ткачество — это уже зрелая и довольно развитая техника, которая в конце XIX — начале XX в. имела широкое распространение на всей территории Белоруссии. Восьминитовым способом ткались в основном скатерти, реже полотенца.
Менее распространенным было тканье в шесть нитов. Информаторы отмечают, что тканье при помощи шести нитов и шести подножек довольно сложное. Здесь основа пропускалась в первые два нита для полотна, а в остальные четыре — для узора. Очень сложным был и ход по подножкам. Этим способом ткали покрывала, позже дорожки, т. е. плотные ткани.
В начале XX в. многонитовая техника изготовления тканей становится еще разнообразнее. Получает распространение тканье на 10, 12, 16 и более нитах. однако в основном в северо-западной и в северной частях Белоруссии, в частности на Витебщине, где, как известно, ткачество было довольно развито.
Безусловно, и процесс наладки, и процесс тканья были довольно сложными из-за большого количества нитов и подножек. Основа здесь пропускалась в ниты по принципу парности. Например, при тканье в 12 нитов нужное количество нитей основы пропускали в первые четыре нита, потом в следующие четыре и т. д., в 16 нитов — четыре раза по четыре. Это тканье очень сложное, и, чтобы выткать ткань в 16 или более нитов, надо иметь большой опыт и умение. Кроме того, для тканья на таком количество нитов нити основы и утка должны быть очень тонкими.
Белорусам, так же как и русским, было известно тканье и с непарным количеством нитов — с тремя и пятью. Трех— и пятинитовая техника изготовления тканей встречалась на всей территории Белоруссии, но чаще в северных и восточных районах. Ткань имела саржевое переплетение. При трехнитовом тканье основа пропускалась в два нита, как для обычного полотна, а в третий бралась одна нить с каждой пары. Нити основы, находящиеся в глазках первого нита, не переплетались с уточной, а шли поверху. Для тканья в пять нитов основа пропускалась в четыре нита, соответственно задуманному узору, а в один, например в третий, каждый раз пропускались все нити основы.
По подложкам ходили так, что сначала опускались первый и второй ниты, а поднимались третий, четвертый и пятый, а затем опускались второй и третий, а поднимались четвертый, пятый и первый. В пять нитов ткались ткани, для рукавов сорочек, скатерти и др.
Вернуться к статье Техника изготовления тканей в белорусском народном ткачестве
Вернуться к оглавлению книги "Белорусское народное ткачество"
Последние материалы этого раздела:
- Техника изготовления татарских народных тканей. Простые полотна
- Двойные и двухосновные ткани
- Однолицевые ткани
- Ажурные и печельчатые ткани
- Жаккардовые ткани
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве.