Рубрика: построение орнамента. Схемы узоров
Структура белорусского орнамента
Просмотров: 139552
Если рассматривается орнамент как явление искусства, а не только как геометрическая форма, в его анализе необходимо учитывать и обстоятельства, лежащие за пределами этой формы: отношения орнамента к традиции и современные тенденции художественного развития, меры оригинальности решения (цветового и масштабного).
Чтобы разобраться в художественном смысле орнамента, необходимо систематизировать все уровни этой сложной структуры.
Прежде всего, уровень порядка, разбиения и организации поверхности при помощи закономерного расписания и соотношения одного с другим тех или иных орнаментальных мотивов. Упорядоченность этих мотивов определяется законами симметрии. Группы симметрии играют в построении орнамента роль, которая аналогична роли вершатворных размеров в поэзии.
Симметрия нередко осуществляется в орнаменте со строгой математической полнотой. В отдельных случаях орнаментальное искусство позволяет вариации. Расстояния между узлами орнаментальной сетке могут быть не равными, симметрия чаще — приблизительна, а мотивы, которые располагаются симметрично — не одинаковыми. Вместо математического равенства возникает условное приравнивание одного элемента к другому, их взаимозаменяемость, эквивалентность. В цветочном орнаменте, например, какому-нибудь бутону может отвечать венчик другого рисунка или цвета, сгиб ветки может повторяться только приблизительно, расстояние между симметричными мотивами — варьироваться.
Благодаря этим нарушениям порядка, построение образца лишается своей автоматичности, становится результатом определенного выбора.
Так, в двух разных способах организации образца воплощают себе разнообразные отношения к идее порядка — догматично жестокое, которое отвергает свободную волю, и более широкое "либеральное", которое допускает при его выполнении часть свободы.
Математически "правильный" орнамент может быть развит из его элементарной клеточки, может быть восстановлен по небольшому фрагменту, сразу прослеживается неизменный закон его строения.
Орнамент, который допускает варианты — структура более сложная, она отличается неполной предсказуемостью в развитии своего мотивам. При этом мера и сам характер этой свободы могут быть довольно разнообразными. Существуют орнаменты, где вовсе нет фиксированной меры, где мотивы повторяются нерегулярно, выполняется только единственная плотность их размещения по поверхности.
Уровнем порядка не исчерпываются выразительные возможности орнаментального искусства. Одна и та же группа симметрии, одна ритмичная схема могут лежать в основе чрезвычайно разных по впечатлению орнаментов. Одна из наиболее важных, связанных с ритмикой характеристик образцов — структура образованной из них поверхности, мера ее разбиения и связанности.
На одном полюсе здесь построение лоскутного одеяла, где каждый элемент орнамента, который приравнен к соседнему по размеру, форме и расположению, противостоит остальным по фактуре, цвету или декоративной обработке поверхности. На другом полюсе — что-то вроде кружев — сплетение нитей, бесконечно перетекания, в котором один мотив возникает из другого и не отделен от него явным рубежом. Оба эти типа орнамента могут производиться в различных техниках и на единой по материалу цельной поверхности — на стенке сосуда, в набойке, в браном узоре и т.д.
Орнамент из полос — прямых, зубчатых или волнистых — демонстрирует слитность в направлении вдоль полосы и расчлененность, дискретность в поперечном. Узор из изолированных орнаментальных пятен на гладком фоне дискретный, но он лежит на слитной поверхности и поэтому несколько отделяется, отслаивается от нее. Фон с его цветом и фактурой — безусловно, неотъемлемая, значительная часть орнамента. Но его роль в восприятии несколько иная, чем у самого образца. Он ощущается как несколько относительная пустота, изображение же несет смысл. Орнамент из разделенных фоном и связанных между собой только ритмично раппортов воспринимается поэтому как расчлененный. Тем самым фон, который несет орнаментальные раппорты, оказывается не нейтральной поверхностью, а полем скрытого напряжения, которое пронизано невидимыми силовыми лентами ритмичных связей. Благодаря этому, именно узор из разделенных клейм оказывается нередко одним из самых напряженных по своему звучанию орнаментальных структур.
Иную структуру образует слитно, ажурный "кружевной" узор, который наложен поверх гладкого фона. Фон режется этим рисунком на части, но прослежевается под ним как целостная поверхность. Отдельные пятна фон легко объединяются глазом зрителя в нечто слитое. В этом случае фон наименее активен, чем в предыдущем варианте — связанность узоров используется "поверх" его, в самой системе его лент. Следует также обратить внимание на то, что в отношении поверхности орнамент может выступать зрительно как структура слоистая, где одно как бы лежит под другим, и этих слоев иногда бывает больше, чем два (не только образец и фон). При этом изображение может второй раз восприниматься не на, а под фоном, как бы "дырявить" его поверхность.
Существуют другие сложные случаи, когда одна и та же лента может читаться и как мотив узора (слитность), и как предел поверхностям (дискретность).
Характерный тип орнаментальной поверхности — плетенка, структура расчлененная и связанная, сцепленная попеременным взаимным наложением полос или лент, которые пересекаются. Применяя полосы разной ширины, разнообразной фактуры и цвета, усложняя порядок плетения, легко получить образцы, которые органично слиты с поверхностью и внедрены в ее материале и конструкции. Плетение очень хорошо проявляет свой метрический состав — поверхность его разбита на элементарные прямоугольники — основу орнаментального ритма.
Всякая ткань есть также вариант плетенки, и тканый узор образуется по законам плетения, с той лишь разницей, что малый диаметр нитей делает почти незаметной метрическую основу, "шаг" плетения. Поэтому и поверхность ткани воспринимается как более слитная.
Но вместе с плетением из прямых полос, которые образуют сплошную поверхность, возможно и плетение ажурное, образованное сгибом переплетенных лент или нитей. Они сами становятся лентами образца, их сгибы образуют его изображение. Свободные, богатые вариантами, такие орнаменты не требуют симметрии, чтобы выглядеть ритмичными, стройными и цельными. Сам принцип плетения — закономерное чередование "верхних" и "нижних" пересечений каждой ленты с другими — создает ритмично основу, которой достаточно для организации орнамента.
"Расчлененность и целостность". В этом случае принцип построения орнамента оказывается воплощением представлений о строении окружающего мира, о качестве вещей — их близости и обособленности.
Это антитеза определяет диапазон вариаций орнаментального искусства: простота и сложность (или, ясность и неясность склада).
Существуют орнаменты, построенные из более простых по рисунку и четко разнесенных по поверхности мотивов. Встречаются под прямыми углами разные по ширине полосы клетчатой ткани. В строгом порядке разнесены по поверхности четкие, четко обведены мотивы образца. В обоих случаях перед нами точно ясный орнамент. Мы сразу включаемся в его ритм, легко читаем изображение. Изображение не запутывает, не заставляет искать конец и начало. При крайней простоте подобный образец может быть сколь угодно четким и сильным, утонченно артистичным и стройным. Он помогает заражать своим ритмом и придавать ощущение организованности и конструктивности. Сама простота его — не свидетельство бедности фантазии, а особая художественная задача — воплощение идеи лаконичного, стройного порядка.
В другом образце ленты переплетенные и спутанные, один мотив незаметно перерастает в другой, границы между ними не выявлен. Этот орнамент подчинен тем же законам симметрии, в нем есть повторы форм и цвета, ритм его лишен четкости, кажется неотмеченным и текучим. Перенасыщенность изображения иногда совсем вытесняет фон, все его поле заполняется встык притиснутыми друг к другу цветами, цветными пятнышками и т.д. Образец этот дискретный, демонстрирует достаточно высокую степень расчлененности. Однако при его неотмеченной ритмике и мелком масштабе изображения он образует неожиданное ощущение слитности, связанной, несколько вибрирующей массы. Отдельные мотивы образуют каждый свою ритмично систему, повторяются по другим законам, чем соседние. Но каждый из них тонет в общей массе, не имеет возможности выделиться из нее.
Такой образец вызывает аналогии с живописью, с его цельной, текучей и разработанной цветной поверхностью.
Если в первом типе орнаментов, который ориентированы на "простоту", математическая "правильность", ритмичный закон властвует, упрощает и ограничивает реальное пространство жизненных форм, то в другом, "сложном", утверждает себе многообразие форм и цветов мира и "натуральные" ритмы самой природы. Между этими крайними выражениями простоты и сложности есть еще много промежуточных, средних случаев.
Еще одна антитеза — "динамика" — "статика" — обретает свое воплощение в орнаменте. Может показаться, что орнаментальное искусство — область абсолютного покоя. Это распределение образов или символов на материальной поверхности, определение узлов некоей геометрической сети. Тем не менее, орнаментам свойственны определенные динамичные качества.
И наконец — динамика самой орнаментальной формы, которая задает направление и ритм движение нашего взора по поверхности, рифмуя резонанс этого движения, с бегом узора. Орнамент предлагается нашему взору весь сразу, одномоментно. И, тем не менее, он неизбежно "считывается" в некоторой последовательности, элемент за элементом.
С использованием материалов сайта uzor.iatp.by
Последние материалы этого раздела:
- Древний русский орнамент
- Композиционная схема
- Ритм
- Композиция текстильных художественных изделий
- Структура белорусского орнамента
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики построение орнамента. Схемы узоров.