Рубрика: Ковроткачество
Ручное ковроделие
Просмотров: 87400
Ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. К самым ранним указаниям на производство ковровых изделий относятся изображения вертикального и горизонтального ткацких станков в Древнем Египте на памятниках, относящихся к XIV в. до н. э. Археологические и литературные материалы говорят о развитом ковроделии у древних греков, мидян, персов, скифов и других родов еще в I тысячелетии до н. э. О высокой степени развития коврового искусства две с половиной тысячи лет назад свидетельствуют прекрасно сохранившиеся до наших ей в слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая тканые и войлочные ковры и ковровые изделия скифского периода, представляющие большой научный интерес и художественную ценность.
У восточных народов ковры различных типов (азербайджанские, дагестанские, туркменские) имели в быту еще более широкое распространение. Кроме настенных и напольных ковров, выделывались мешки-хурджумы для перевозки продуктов и вещей на вьючных животных. Ковры-футляры принялись для хранения хозяйственных предметов, одежды, посуды и выполняли функцию домашней обстановки. Коврами украшали мечети, медресе, заезжие дома.
У многих народов мира ковры составляли приданое невесты, служили в качестве посольских даров и приношения святилищам.
Ковры удобны в быту — они утепляют пол и стены, скрадывают шум, долго не изнашиваются. Шерстяные ковры ручной работы почти не реагируют на воздействие сырости и сухого воздуха. Эти полезные свойства ковров и их декоративные качества сделали их необходимыми предметами быта многих народов.
И в наши дни ковры имеют разнообразное применение в быту, используются главным образом в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений.
Выделка ковров всегда была делом женских рук. В прошлом женщины сами обрабатывали шерсть, очищали ее, пряли, красили, ткали ковры. С детских лет, постигая традиционное мастерство, женщины от ковра к ковру совершенствовали свое искусство, варьируя рисунки и колорит ковров, вкладывая в них свое понимание красоты. По мастерству, с которым были выполнены ковры, судили о прилежности невесты.
В настоящее время в Российской Федерации выделываются различные виды ковров. Как и в далеком прошлом, ковроделие широко распространено у дагестанцев, чеченцев, балкарцев, башкир и других народов. Давние традиции ручного ковроткачества и у русских — в Курской, Тюменской, Курганской и многих других областях.
В процессе многовекового совершенствования ручного ковроделия были выработаны многочисленные типы ковров, художественное решение которых тесно связано с техникой их изготовления.
Основой художественного оформления ковра как предмета декоративно-прикладного искусства является единство композиционного, орнаментального и колористического решения. Особенно важен в эстетическом восприятии ковров колорит. Преобладание в рисунке ковра одного или двух основных цветов и определяет общий колорит, который обычно описывают однозначно или двузначно, например красный, синий, оливковый, красно-синий, золотисто-белый и т. п.
В коврах ручной работы может участвовать до тридцати оттенков. Их количество зависит от сложности орнамента и композиции.
Процесс изготовления ковров ручной работы позволяет бесконечности варьировать не только рисунки ковров, но и их цветовую гамму, малейшее изменение соотношения цветов в которой дает новые декоративные эффекты, свежее художественное восприятие ковра.
Современные художники и мастерицы на фабриках создают новые рисунки безворсовых ковров на основе традиций русского ковроткачества. Композиции изделий стали еще ее разнообразными, а расцветки ковров построены на широкой цветовой палитре. Интересны ковры с геометрическими узорами, заполняющими все поле крупными декоративными ромбами, и сюжетно-тематические ковры, предназначенные для детских комнат с геометризованными изображениями зверей, людей, корабликов, рыбок. Особенным многообразием отличаются композиции цветочных ковров всех видов. Цветочные и растительные мотивы находят в них тонкую моделировку форм, а колористическое решение ковров таит в себе богатство оттенков. Перечисленные узоры разрабатывались с учетом художественных традиций и современных задач развития русского художественного ручного ковроткачества.
Ковры ручной работы разделяются на два основных вида: войлочные и тканые. Тканые ковры изготовляются из пряденой шерсти, хлопка, войлочные — из непряденой шерсти.
Войлочные ковры
Тканые ковры
Ковровая композиция
Ковры народов Северного Кавказа
Дагестанские тканые ковры
Башкирские ковры
Русское ручное ковроделие
Технический рисунок
Шаблон
Подготовка к ткачеству:
Ковроткацкий станок
Заправка станка
Инструменты и материалы
Приступаем к ткачеству ковра
Ткачество безворсовых ковров
Ткачество ворсовых ковров
Изготовление махровых ковров
Изготовление войлочных ковров
По материалам книги "Основы художественного ремесла", 1978 г.
Последние материалы этого раздела:
- Изготовление войлочных ковров
- Изготовление махровых ковров
- Ткачество ворсовых ковров
- Ткачество безворсовых ковров
- Приступаем к ткачеству ковра
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ковроткачество.