Рубрика: Ковроткачество
Приступаем к ткачеству ковра
Просмотров: 60574
Сначала уток прокладывают в зев слева направо; вторая прокладка утка производится справа налево, при этом левой рукой поочередно оттягивают нитяные ремизки на себя. Каждую нить утка по всей ширине заправленной основы прибивают колотушкой к уже наработанной части (опушке) ковра. Обычно концевая часть ковра выполняется из хлопчатобумажных нитей. Ее ширина зависит от размера ковра (1-3 см). Концевые части выполняются для всех видов ковров.
Продольные края ковра, параллельные основным нитям, называются кромками или закрайками. Кромки ковра должны быть плотными, крепкими и соответствовать цвету фоновой части ковра. Хорошо выполненные кромки ковра не позволяют его краям закручиваться. Ширина кромки ковра, так же как и ширина паласной части, зависит от размеров будущего изделия, но обычно для кромок берут как минимум две основные нити, но не более шести.
Выработка кромок в ворсовых коврах |
В безворсовых коврах кромку выполняют тем же переплетением нитей основы и утка, каким ткут концевые части.
Сцепление утков на общую нить в безворсовых коврах |
Для соединения нитей кромки с нитями утка, образующего каркас ковра, применяют способы либо со сцеплением на общую нить, либо со сцеплением утков.
Сцепление утков между собой в безворсовых коврах |
В ворсовых коврах можно применить выработку кромок с обвивкой основных кромочных нитей крашеными уточными нитями каркаса ковра.
Соткав нужную ширину первой концевой части, можно приступить к ткачеству узорной части ковра.
Для изготовления ковров применяют шерстяную, полушерстяную, хлопчатобумажную или льняную пряжу.
Шерстяную пряжу используют в качестве узорообразующей для выработки безворсовых ковров и узловой для создания ворсовой поверхности в ворсовых и махровых коврах. Шерстяную пряжу подбирают чаще всего низких номеров, т. е. довольно толстую и обязательно крученую. Если изготавливают ковер большой плотности с тончайшим узором, то используют очень тонкую пряжу, сложив ее в два-три или четыре раза. Если выполняют ковер с крупным узором и предусматривают при этом низкую плотность, толстую крученую пряжу тоже складывают в несколько раз.
Полушерстяная пряжа более жесткая и прочная, чем шерстяная, так как она спрядена из шерстяных и синтетических волокон. Если долго пользоваться полушерстяной пряжей, на пальцах образуются мозоли. Поэтому такую пряжу чаще всего применяют для выделки безворсовых ковров {кроме сумахов) с крупным несложным узором, что дает возможность меньше оперировать с узорообразующими утками в процессе ткачества.
Хлопчатобумажная пряжа используется двух видов. Для основы и ремизок нужна очень крепкая крученая пряжа, так называемая кордная, поскольку нити основы натянуты и постоянно находятся во взаимодействии с ковроткацкими инструментами. В качестве основы можно применить и льняную крученую пряжу, также очень крепкую. Для утка нужна малокрученая, мягкая, тонкая хлопчатобумажная пряжа. Ее складывают в несколько раз и используют в качестве скрепляющих утков в сумахах, ворсовых и махровых коврах. Благодаря своей мягкости эта пряжа прекрасно ложится между нитями основы, крепко держит навязанные узлы, придает эластичность ткани ковра. Уточную пряжу часто красят в цвет фона ковра. В ткачестве махровых ковров применяют только крашеный уток.
Для окраски шерстяной пряжи используют кислотные красители, а для хлопчатобумажной — прямые. Рецепты крашения обычно указаны на упаковке. Пряжу красят в мотках, перевязывая их в трех-четырех местах хлопчатобумажной нитью, ни в коем случае не затягивая ее. После просушки пряжу нужно перемотать в клубки, иначе она будет запутываться, что затруднит работу в процессе подготовки станка к ткачеству и созданию ковровой ткани.
Полушерстяную или синтетическую пряжу красить сложнее, поэтому лучше подбирать нужные цвета нитей, окрашенных в фабричных условиях.
Какой бы вид ковра ни выполнялся на станке, через некоторое количество времени для удобства дальнейшего ткачества наработанную часть ковра необходимо передвигать вниз. Для этого, соткав 25-30 см ковра, следует слегка ослабить клинья и передвинуть готовую часть ковра вниз, потянув за края обеими руками. При этом часть основы передвинется от верхнего вала вниз, что и создаст необходимые удобства в процессе ткачества, так как руки будут находиться на нужном уровне, Снова подбив клинья и тем самым натянув основy, можно продолжать ткать.
Закончив работу над рисунком ковра, выполняют вторую концевую часть ковра, которая по ширине должна быть равной первой паласной части. Если концевые части ковра не равны, значит, в процессе ткачества не соблюдалось правильное распределение утка.
Готовый ковер снимают со станка, срезая нити основы, вставляя на ковре 10-12 см основы. Эти оставшиеся нити следует завязать в узлы по 6-8 нитей, тогда ковер не будет расползаться и дополнительно украсится бахромой. Концы махровых ковров не обязательно закреплять вязаной бахромой, концевую часть лучше подвернуть и подшить к каркасу ткани ковра крепкой нитью. После того как изделие снято о станка, связана бахрома или подшиты концевые части, любой ковер следует тщательно почистить сначала веником, удалив пух и пыль, затем срезать оставшиеся концы узорообразующих утков в безворсовых коврах (кроме сумахов) скрепляющих утков в ворсовых и махровых, снова вычистить изделие веником с лицевой и изнаночной сторон.
Вернуться к статье Ручное ковроделие
Последние материалы этого раздела:
- Изготовление войлочных ковров
- Изготовление махровых ковров
- Ткачество ворсовых ковров
- Ткачество безворсовых ковров
- Приступаем к ткачеству ковра
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ковроткачество.