Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
У меня рогожка — та же одежка, да куль праздничный.

Рубрика: Узорное ткачество. Декор ткани

Виды узорного ткачества. Закладное ткачество

Просмотров: 125574

На второе место по степени сложности получения узора на основе полотняного переплетения можно поставить так называемый заклад, или закладную технику ткачества. Она несколько напоминает технику перебора под полотно, но с той разницей, что сплошной фоновый уток здесь не прокладывается. Все детали цветного узора и белого фона выполняются в закладе самостоятельной ниткой, тоже по счету нитей. Узор при этом получается такими же уступами, как и в переборе. Отличительная черта закладного узора: по его контуру имеются небольшие вертикальные щели, отделяющие один цвет от другого, что диктуется, как мы увидим ниже, самой техникой исполнения.

Начиная закладной узор, нужно рассчитать заранее и разметить, где и на какую длину заложить белую или цветную нитку. И те и другие нитки берутся одинаковой толщины и различаются только по цвету. Возьмем для этого белые и красные нитки кроше и выполним для начала простой узор в виде тех же кирпичиков-прямоугольников (рис. а).



Виды узоров для закладной техники
Виды узоров для закладной техники:
а — фрагмент ткани с узором в виде прямоугольников-кирпичиков; б — узор из прямоугольников, сдвинутых по диагонали (схема).

Расположить их нужно на одинаковом расстоянии друг от друга и от краев ткани. Если наша основа равна 360 нитям, а размер прямоугольников мы возьмем по ширине 3 см, то для выполнения такого кирпичика потребуется 30 нитей основы (при плотности 10 нитей на 1 см в 3 см будет 10х3=30 нитей). Расстояние между кирпичиками возьмем тоже 3 см, что займет опять-таки 30 нитей основы. Таких прямоугольников по ширине должно уложиться шесть и еще справа и слева от них должно остаться по 15 нитей основы (расчет: 30х6=180 нитей займут сами прямоугольники; 30 (нитей) х5=150 нитей займут пять промежутков между ними; 180+150=330 нитей; останется 360—330=30 нитей на оба края, 30: 2= 15 нитей на каждый край).

Для выполнения узора нужно приготовить 6 челночков с цветными нитками (можно разных цветов — красного, зеленого, желтого, синего, оранжевого и других), хорошо продумав их сочетание, и, кроме этого, 7 челночков с белыми нитками (цветные — для выполнения самих кирпичиков, белые — для выполнения краев узора и промежутков между кирпичиками).

Предварительно наткем несколько сантиметров ткани белым утком и сделаем по белому фону 2-3 узкие красные полоски (по 2 или 4 красные прокидки), чтобы получилась небольшая каемка, которая послужит рамкой для нашего узора. Теперь наткем белым утком 6-8 прокидок и остановимся на такой прокидке, чтобы челнок оставался с левой стороны.

Откроем очередной зев. Теперь будем закладывать цветные и белые нити в зев строго по счету нитей, начиная с правой стороны ткани. Сначала проложим белую нить под 7-8 верхних нитей зева так, чтобы маленький челночок с нитью оказался справа, а короткий кончик нити — слева; потом проложим цветную нить под 15 верхних нитей зева таким же образом (чтобы челночок оставался справа), затем другую белую нить под 15 верхних нитей зева, потом снова цветную и так далее до левого конца ткани. Под оставшиеся 7-8 верхних нитей зева проложим белую нить с большого челнока. Кончив закладывать все нити, прибьем их батаном и откроем следующий зев. Прежде всего нужно заправить короткие кончики нитей, проведя их под 2-3 нити зева и опустив вниз, на изнанку. Потом, начиная с левого края ткани, будем прокладывать нити в зев справа налево. Проложим белую нить с большого челнока в зев до конца, потом цветную соседнюю нить влево под 15 верхних нитей зева, затем соседнюю с ней белую нить влево под 15 верхних нитей зева и так далее, пока не проложим все нити, в том числе крайние белые. Челноки при работе должны лежать на ткани у ее опушки строго в том порядке, в каком мы ими работаем, чтобы нити не путались. Дойдя до правого края ткани, прибиваем все нити батаном и открываем следующий зев, в который по порядку начинаем закладывать белые и цветные нити, начиная с правого конца ткани, но нити прокладываем слева направо. Так работаем до тех пор, пока кирпичики не достигнут высоты около 0,5 см. После этого заправляем кончики нитей, оторвав их от челнока. В конце наткем таких же красных полосок, как и вначале, чтобы заключить закладной узор в рамку. Такая узорная полоса может послужить каймой изделия: салфетки, полотенца. Можно сделать и другой вариант этого рисунка — те же кирпичики, но поставленные друг на друга со сдвигом в одну (например, правую) сторону (рис. 6). Такие кирпичики можно сделать все цветными, без белого фона, подобрав красивое чередование цветов. Выполнив первый ряд кирпичиков, начнем выполнять другой ряд со сдвигом на 6 нитей вправо. Для этого при выполнении следующего ряда, не отрывая цветную нить, проложим ее в зев слева направо не под 15, а под 18 нитей. Так же сделаем и с остальными цветными нитями. Прокладывая в следующий зев узорные нити в обратном направлении, проложим их опять под 15 нитей. Теперь будем при тканье узора закладывать цветные нити вправо и влево за 15 нитей, пока не выткем второй ряд кирпичиков. После этого сделаем переход к следующему ряду, сдвинутому вправо на 6 нитей, так же, как мы делали это до сих пор, и соткем еще один, последний ряд кирпичиков. Закончив его, закрепим все узорные нити и перейдем к тканью белого полотна. Кайма из такого многоцветного сплошного, без фона узора будет очень красочной и нарядной, особенно если дополнить ее сверху и снизу несколькими цветными полосками.

Рассматривая выполненный нами закладной узор, мы обнаружим просветы в ткани в виде коротких вертикальных щелей в местах стыка красного и белого цветов (один из отличительных признаков этой техники тканья). Поверхность ткани гладкая, нерельефная, так как и фон, и узор выполнены одним и тем же полотняным переплетением.

В закладной технике можно выполнять самые различные узоры, от простых до самых сложных. Они могут быть двухцветными (цвет фона и цвет узора), а также многоцветными. В народном ткачестве так выполнялись узорные полосы для украшения женского костюма — рубах, передников, но чаще всего распашной одежды из белой полушерстяной домашней ткани — шушпанов. Особенно излюбленной была эта техника в бывшей Рязанской губернии, в районе города Сапожка, где заклады делали яркими, многоцветными, очень богатыми и разнообразными по рисунку.

Однако выполнение крупных и сложных рисунков в закладной технике для начинающих представит большую трудность, главным образом из-за сложности предварительного расчета и большого числа концов цветных нитей, которыми выполняется рисунок. Поэтому ограничимся для первоначального знакомства с этой техникой двумя выполненными нами рисунками. Отложим сложные узоры на более позднее время, когда ткацкие расчеты уже не будут представлять особых затруднений.

По материалам книги "Основы художественного ремесла", 1978 г.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Узорное ткачество. Декор ткани.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru