Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Нету таланту, не пришьешь к сарафану.

Рубрика: Ткачество на дощечках

Текстиль средневекового Новгорода, выработанный на дощечках

Просмотров: 49310

Некоторое количество фрагментов новгородского археологического текстиля представляют собой изделия, выработанные в технике ткачества на дощечках. Европейские исследователи обратили внимание на эту технику в конце XIX — начале XX века после того, как были обнаружены костяные пластинки квадратной формы с отверстиями по углам в Бирке (Швеция). Именно археологические открытия способствовали появлению первых исследований в области реконструкции ткачества на этом приспособлении, вызвали интерес в обществе, благодаря которому стали устраиваться выставки, формироваться коллекции текстильных изделий кардного ткачества. Простота изготовления приспособлений, огромные технические возможности в создании неограниченного количества сложных узоров, способствовали тому, что эта техника быстро завоевала прочное место среди других видов декоративно-прикладного искусства.

Названия эта техника имеет различные: плетение на табличках, кардное ткачество, ткачество на кружках. Картами приспособления стали называть в XVIII веке, так как в это время для их изготовления использовались игральные карты. Выяснилось, что кардное ткачество еще практикуется у некоторых народов. Исследователями были найдены карды сделанные из камня, дерева, кости, рога, черепашьего панциря, слоновой кости, кожи, пергамента. Инструменты разняться не только материалом изготовления, но и размером, формой, числом и порядком размещения отверстий. В одном наборе могли использоваться дощечки с различным количеством отверстий в зависимости от сложности создаваемых орнаментов. В Лестерширском музее в Англии находится комплект кожаных кард с 8 отверстиями начала XX века из Кашмира.

До сих пор ведутся споры о возникновении кардного ткачества. Сомнению подвергаются заключения о его возникновении в Древнем Египте, так как ранее 4-5 века до н.э. подобные инструменты здесь найдены не были. Истоки появления этой техники теряются в глубине веков. В Скандинавских странах наиболее ранние находки кардного ткачества относятся к бронзовому веку. В это время дощечки входили в состав вертикального ткацкого станка, служили для создания третьей кромки ткани. Нити утка тесьмы, вытканной на дощечках, являлись одновременно нитями основы вертикального станка и натягивались грузиками. Кайма, сотканная на кардах, стала своего рода отличительной чертой ткачества на вертикальном станке. К 3 веку н.э. относится фрагмент мантии с тканой лентой на 150 кардах, найденной в Северной Ютландии (Дания). Уточные нити кардного ткачества являются продолжением уточных нитей остальной ткани.

В Западной Европе кардная техника была наиболее популярна в эпоху средневековья, начиная с IX века. Сохранились образцы этого времени в Германии, Швеции, Дании, Норвегии (Geijer A., 1994; Hald M. 1980.). Для выработки некоторых лент с надписями и декоративными мотивами требовалось сотни кард. Сложные полотна ткались на небольших квадратных дощечках размером 2 дюйма (5см.). Сегодня обычно карды имеют размеры 4 на 4 дюйма с четырьмя отверстиями. В археологическом материале сохранились комплекты дощечек и целые поясные приспособления. На Осбергском корабле викингов в погребении IX века найден комплект из 25 деревянных дощечек (Музей кораблей викингов. Осло. Норвегия).

В русской этнографии за этим инструментом закрепилось название «дощечки» или «кружки», хотя изготовлялись они не только из дерева. В музейных коллекциях сохранились дощечки квадратной формы с четырьмя отверстиями. Технология работы на них проста. Нити основы пропускаются сквозь отверстия, дощечки складываются вмести, нити натягиваются и фиксируются. Каждое вращение дощечки поднимает новую нить основы наверх, и создает расстояние, называемое ткацким зевом, в которое прокидывается уточная нить. Полученное переплетение называется основный репс, так как нити утка не видны в готовой ткани. Нити основы, заправленные в одну дощечку, перевиваются друг с другом по мере вращения. Это спиральное переплетение является характерной и уникальной чертой ткани, выработанной на дощечках.

Возможно, что дощечки — универсальное ткацкое приспособление подобно другим инструментам для ткачества (веретену, грузикам) было изобретено одновременно в разных местностях. В нашей стране существуют отдельные исследования об использовании этого вида приспособлений различными народами. Б.А. Куфтин, Н.И. Лебедева считали, что ткачество на дощечках существовало у финно-угорских народов с периода неолита. Оно предшествовало ткачеству двухосновных понев на станке. В Тульской области на дощечках ткали кайму для понев, шириной 40 см. (Лебедева Н.И., 1956.С.504). Н.И. Лебедева также отмечает наличие ткачества на дощечках с двумя отверстиями как отличительную черту у восточных славян. Дощечка с двумя отверстиями называлась «вертлюг». В Вятской губернии они употреблялись для тканья шлей при помощи толстого утка из мочала или пеньки (Лебедева Н.И., 1959. С.523). Вертлюги самой различной формы и размеров от миниатюрных изделий из кости, до крупных, выполненных из дерева, в большом количестве обнаружены при раскопках в Новгороде. От дощечек с двумя отверстиями они отличаются их индивидуальным использованием, а не комплектом. На каждом приспособлении в отдельности могли свиваться нити и веревки. Н.И. Шишлина предполагает, что уже в эпоху энеолита у кочевников евразийских степей, для ткачества применялись простейшие устройства кружки или дощечки (Шишлина Н. И., 1999. с.27,34).

Находки из поселения Фефелов Бор (Рязанская обл.) сер. 2 — нач. 1 тыс. до н.э. глиняные кружки с двумя отверстиями, изготовленные из стенок сосудов, атрибутированы как детали ткацкого станка (Фоломеев Б. А. Чернай И. Л. 1984. с.49-50). Размер изделий 2,5 — 4,5 см, диаметр отверстий 4-7 мм.



Глиняные кружки из поселения Фефелов бор Рязанская обл. 2— нач. 1тыс. до н.э.
Глиняные кружки из поселения Фефелов бор Рязанская обл. 2— нач. 1тыс. до н.э.

И. Л. Чернай очень точно проводит параллель между этнографическими дощечками и глиняными кружками. Отметив важную способность этого типа приспособления создавать различные текстильные структуры, в тоже время он допустил неточности при реконструкции станка. В конструкции И. Л. Черная нити основы, заправленные в отверстия кружков, натянуты между двумя планками. Кружки широко расставлены, чтобы беспрепятственно осуществлять поворот каждого в отдельности, служащий для смены верхних и нижних нитей. Возникает очень большая разница между расстоянием нитей основы и шириной получаемой материи. При ткачестве на станке предложенной конструкции, натяжение нитей основы будет сдвигать кружки в центр и осуществлять повороты будет невозможно.

Необходимо отметить также, что поворот каждого кружка в отдельности равносилен перебору нитей вручную. На нитях, натянутых на раму, быстрее и проще выполнить перебор руками. Совершенствование инструментов шло по пути наращивания скорости движения и упрощению технологического процесса (Семенов С. А., 1957. с. 240). Одинаковый размер кружков говорит об использовании для перемены зева одновременно нескольких изделий. На предложенной И. Л. Чернаем реконструкции станка основа имеет ограниченную длину, ценность же приспособления типа дощечек стоит в создании ткани неограниченной длины, и в увеличении скорости работы. При натягивании нитей, заправленных в отверстия, кружки самопроизвольно поворачиваются под углом, то есть приобретают положение аналогичное дощечкам. В этом случае толщина кружков задает фиксированное расстояние между нитями основы и увеличивает плотность ткани. Так как повернуть одновременно большое количество кружков невозможно, то естественно предположить использование их ограниченного количества штук для ткачества нешироких лент и поясов.

Глиняные кружки, возможно, не самые ранние из находок архаичных дощечек в Восточной Европе. В раннетрипольском поселении Лука-Врубелецкая на Днестре были обнаружены небольшие пластинки из раковин прямоугольной формы, хорошо отшлифованные, снабженные по краям четырьмя отверстиями и несколько заготовок-пластин без отверстий (Бибиков С. Н., 1953. с.61). Изделия размером 2 на 4 см были атрибутированы как нашивки на одежду, но могли использоваться для производства текстиля. На это указывает как форма изделий, так и характер нанесенных на них отверстий.


Пластинки из раковин из поселения Лука-Врубелецкая на Днестре. IV-III тыс.л. до н.э.
Пластинки из раковин из поселения Лука-Врубелецкая на Днестре. IV-III тыс.л. до н.э.

На то, что на рубеже IV-III тыс.л. до н.э. племена занимались развитым ткацким производством, указывают находки кружков из обломков глиняных сосудов. Заполированность отверстий от нитей в центре кружков могла образоваться при использовании их в качестве грузиков на вертикальном ткацком станке.

Еще меньшего размера пластинка для ткачества была найдена в древнерусском поселении XII века на Верхней Волге. Обнаруженный в Кимрском селище Калининской области костяной предмет с четырьмя отверстиями по углам имеет размер 2 на 2 см (Н. П. Милонов, 1950. с. 157). На эту же находку ссылается В.П. Левашева, описывая инструменты из кости на Руси в период раннего средневековья для производства текстиля (Левашова В. П., 1959. с.57). Маленький размер изделия указывает с одной стороны на использование в заправке тонких нитей, с другой стороны мог быть вызван целесообразностью технологии обработки материала — кости. Из дерева, что было связано с его большей хрупкостью и ломкостью, для предотвращения скалывания кусочков древесины изготавливались приспособления более крупных размеров.

Также вы можете ознакомится с анализом новгородских инструментов и новгородскими текстильными находками.

Марина Михайловна Савенкова, доцент кафедры дизайна ВГПУ, соискатель докторантуры кафедры археологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткачество на дощечках.

У вас есть чем дополнить статью Текстиль средневекового Новгорода, выработанный на дощечках?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru