Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Села невестка прясть — берегите, деверья, глаз.

Рубрика: Волокна

Сырье для татарского народного ткачества

Просмотров: 1815

Многовековая хозяйственная деятельность татарского крестьянства, базировавшаяся на традициях пашенного земледелия в сочетании с домашним животноводством, предопределила роль и значимость технических культур, составляющих важное звено в жизнеобеспечивающей системе. Имеется в виду выращивание растительных культур, получение животного сырья и многоступенчатый цикл их обработки.

Традиционные этапы работы в данной области состояли из следующих операций:

Производство сырья и его первичная обработка. (В том числе шерсти)
Изготовление пряжи, которое, в свою очередь, состояло из нескольких этапов:
сортировка волокон;
прядение, т.е. получение нитей;
крашение.
Изготовление тканей — собственно ткачество.

Следует отметить, что в условиях натурального и полунатурального хозяйства распределение работ в этом цикле традиционно сложилось так, что на долю мужчин приходились лишь подготовка почвы к посеву (удобрение, пахота) и сам посев, а в дальнейшем все работы выполнялись в основном женщинами: прополка, дерганье льна, конопли и, наконец, изготовление тканей.

Получение сырья

Главным исходным материалом для ткачества у татар Среднего Поволжья и Приуралья являлось растительное (лен, конопля) и, отчасти, животное (шерсть) сырье. Преимущественное использование растительных волокон для пряжи, несомненно, связано с оседло-земледельческой культурой, генетические корни которой уходят в пласты бунтарского времени IX-X вв.

Живучесть же традиций ткачества из сырья животноводческого происхождения у татар рассматриваемого региона также неотделима от древних скотоводческих традиций, и в постановке данного вопроса мы согласны с мнением башкирских этнографов, которые рассматривают этот признак как один из главных в определении культурных традиций.

Специальные исследования татарских историков показали глубокую традиционность возделывания интересующих нас культур в татарском крестьянском хозяйстве, со времен монгольской Булгарии преемственно продолжающуюся вплоть до конца XIX — начала XX вв. В данный период количественное соотношение посевов льна и конопли сравнительно с другими культурами в яровом клину определялось тем, насколько они были необходимы для удовлетворения бытовых и хозяйственных потребностей крестьянской семьи. (Большая роль отводилась ткачеству в больших патриархальных семьях, но с их распадом на мелкие индивидуальные семьи, очевидно, сократились и отводимые под них площади.) При характеристике татарского земледелия исследователи показали количественное соотношение посевов льна и конопли, различающееся по географическим зонам. Ссылаясь на них, отметим, что в Казанском, Лаишевском, Мамадышском, Свияжском, Тетюшском, Цивильском уездах Казанской губерний посевы льна и конопли были равны по площади. В Елабужском уезде Вятской губернии преобладала конопля. В Пермской и Вятской губерниях, за исключением Елабужского уезда, лен являлся единственной технической культурой, коноплю здесь не высевали. В Западном Закамье (Спасский и Чистопольский уезды Казанской губернии) преобладала конопля, посевы льна были незначительны. То же было характерно и для Уфимской губернии (Бирский и Белебеевский уезды). В лесостепной зоне Предволжья и Закамья посевы конопли превышали посевы льна. На юго-западе Предволжья, в Нижнем Заволжье и в Южном Приуралье преобладала конопля. У татар-мишарей Нижнего Предволжья (Кузнецкий уезд Саратовской губернии) большая часть усадебной земли специально отводилась под "конопляники".



Распространенность технических культур (Конец XIX — нач. ХХ в.)

Материалы экспедиций показывают преимущественное использование культуры конопли и единичные случаи использования дикой конопли в Зауралье (Верхнеуральский уезд Оренбургской губернии). Многовековой практикой выращивания этих растений были выработаны определенные правила выбора почвы для сева, ухода за растениями и т.д., соблюдение которых обеспечивало получение хороших урожаев. Так, конопля больше высевалась по краям полевых участков, на огородах (за исключением татар-мишарей Нижнего Предволжья) ее было мало. Под конопляник отводился лучший участок земли, который унавоживался из года в год, да и обрабатывался более тщательно, чем участки для других культур.

Лен обычно выращивался в поле в низких и увлажненных местах, вблизи леса, кустарников, озер и болот, а также на хорошо удобренной и обработанной земле (глубокая вспашка, многократное боронование).

Вернуться к оглавлению книги "Ткачество татар Поволжья и Урала" Ф. Ш. Сафиной

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Волокна.

У вас есть чем дополнить статью Сырье для татарского народного ткачества?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru