Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Полог браный, да веь драный.

Рубрика: Волокна

Традиционные татарские способы обработки сырья. Мялки

Просмотров: 5285

На основе изучения источников, главным образом полевых материалов, удалось установить, что у татар для измельчения стеблей конопли и льна применялись мялки (талкы) различных конструкций и форм.

Формы мялки. (Конец XIX — начало XX вв.)

Одна из них изготовлялась из комлевой части ствола дерева с корнями. Корни обрубали, кроме двух, которые служили опорами для мялки. Другой конец ствола лежал на земле. Вдоль ствола выдалбливали паз, где крепили доску с ручкой — било.

Мялка

Таким образом, эта мялка по конструкции была ствольная, по форме — наклонная. Другая разновидность мялки сохраняла основные признаки предыдущей: ствольную основу, пазы, било, корневые ножки на комле, но она снабжалась еще двумя ножками, и поэтому мялка находилась в горизонтальном положении.

Мялка

Третья разновидность татарской мялки делалась из досок: две их пары сбивали так, чтобы между ними оставался паз, в который входило било. Мялка снабжалась четырьмя ножками, и тем самым она имела строго горизонтальное положение.

Мялка

Конструкцией и формой отличались от предыдущих мялки в виде большой ступы (киле), впервые описанные Н.И. Воробьевым.

«Это толстый обрубок дерева, — писал он, — с углублением, в которое входит особый шест (киле башы), в виде довольно толстой жерди, длиною около 2 метров, с утолщением в комлевой части, подвешенный на эластичной жерди, всунутой одним концом между стропильными балками навеса, под которой ступа располагается». По нашим наблюдениям, такие мялки ставили и на открытом воздухе, привязав конец жерди на вбитые в землю колышки.

Мялка

Имеющаяся в этнографической литературе типологическая классификация мялок других народов построена на выделении их признаков по конструкции нижней неподвижной части и ее расположения: наклонное, горизонтальное и вращающееся. Данная типология была разработана по мялкам восточных славян Н.И. Лебедевой. Иную типологическую схему по мялкам литовцев предложила А.И. Вишнеускайте, которая разделила их по конструктивному показателю на две группы — ствольные и дощатые, и в каждой из групп определила типы по устройству верхней части.

Применительно к татарским мялкам более целесообразна их типологическая классификация по основным конструктивным признакам верхней части в сочетании с формами нижней части и по расположению. Наша схема типологии следующая: первый тип — наклонная (ствольная), второй тип — горизонтальная (ствольная), третий тип — горизонтальная (дощатая), четвертый тип — долбленая (ступа) с вертикальным билом. Предложенная схема несколько отличается от типологии вышеназванных авторов, но не исключает аналогии в показателях конструкции татарских мялок с мялками других народов.

Экспозиция выделенных типологических параметров татарских мялок выявила неоднозначность их количественного соотношения в географических ареалах расселения татар в Волго-Уральском регионе. Доминирующее положение в большинстве районов занимал третий тип горизонтальной мялки (дощатая, на ножках). Он, по мнению исследователей, в эволюции мялок имел более позднее происхождение, а относительно татарских можно отметить, что на данном типе и замыкалось их дальнейшее совершенствование. Массовость горизонтальной дощатой мялки в крестьянском быту, скорее всего объясняемая простотой ее изготовления из доступных пиломатериалов, наблюдалась не только у татар, но и у других сопредельных с ними народов: русских, мордвы, удмуртов, коми, башкир. Другие типы выделяются на фоне предыдущего в узких локальных рамках: второй тип (горизонтальная, ствольная) в единичном виде отмечается в Лаишевском уезде Казанской и Слободском, Глазовском уездах Вятской губерний. Первый тип (наклонно-ствольная) — в бытующей градации в Мамадышском, Царевококшайском уездах Казанской губернии и почти во всех (кроме Елабужского) уездах Вятской губернии.

Указанная выше характеристика распространенности первого типа мялки была дана не по порядковой их нумерации, а с учетом ретроспективной схемы их развития: горизонтальная дощатая — горизонтально-ствольная — наклонная ствольная. В указанной схеме исходным представляется последний, второй — промежуточный, третий — завершающий. Отметим, что оба типа ствольных мялок показательны для хозяйства татар в лесных районах; очевидно, здесь в процессе тесного хозяйственно-культурного взаимодействия татар с соседними народами происходило совершенствование их инструментария для обработки волокон. Так, в сравнительном плане наиболее древняя ствольная наклонная мялка татар по конструктивным аналогам близка к марийскому, чувашскому и удмуртскому, а ствольная горизонтальная — к мялкам мордвы и русских. Второй тип мялки (ступа с подвижным вертикальным билом) был локализован в единичной градации в хозяйствах татар Мензелинского (большей частью у татар-кряшен) и отчасти Бирского уездов Уфимской губернии.

Обратим внимание на то, что в данном типе мялки основу составляют большая ступа (киле) и пест (тойгыч), а соединение их в целостную конструкцию посредством гибкой жерди представляется поздним усовершенствованием. В изучаемое время в хозяйственном быту татар толчение волокон конопли и льна в ступе с раздельным билом улавливается весьма смутно в некоторых лесостепных районах башкирского Приуралья, и отчасти в других местах, но весьма устойчиво и повсеместно ими толкли семена конопли, крупы. Поэтому нельзя исключить, что в более раннее время, чем это доступно этнографической фиксации явлений, такие ступы функционировали у татар для обработки волокон технических культур. Если принять данное предложение, то и в развитии второго типа мялки татар можно видеть их аналог в ступах ближайших тюркоязычных соседей — башкир. У последних, по наблюдению С.И. Руденко, обработка волокнистых веществ производилась в больших деревянных ступах (киле) деревянными же пестами (тойгыч) и лишь кое-где в западной части Башкирии употребляли мялки (талкы) (т.е. имеются в виду горизонтальные мялки — Ф.С.). Взаимосвязь между татарскими и башкирскими ступами заметна и в идентичности терминов. Общественные мялки в виде большой ступы (киле), применяемые для толчения зерновых культур, зафиксированы и в быту южных удмуртов.

С целью обработки волокон организовывались помочи (сүс талку өмәсе). При этом каждая женщина приносила свою мялку. Работа сопровождалась весельем, угощением, песнями.

Вернуться к оглавлению книги "Ткачество татар Поволжья и Урала" Ф. Ш. Сафиной

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Волокна.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru