Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Рано встала, да мало напряла.

Рубрика: Волокна

Традиционные татарские способы обработки сырья. Трепание и чесание

Просмотров: 2036

После мятья волокно трепали, т.е. очищали от мелких кусочков кострики (талкыш, киндер сөяге) с помощью ручного деревянного трепала (каккыч).

Оно представляло собой тонкую гладкую дощечку примерно 60-70 см длиной, 5-6 см шириной. Стесанные края ее были тоньше, чем середина. В процессе работы женщина, взяв в правую руку трепало, ударяла им по волокну кудели, зажатому в левой руке, или же одновременно ударяла их друг об друга. В процессе этой операции волокно не полностью очищалось от кострики, т.е. еще не доводилось до той кондиции, которая была необходима для прядения. Поэтому после трепания лен подвергали более тонкой обработке — чесанию. Обычно для этого применяли щеть, которая состояла из деревянной доски с укрепленными на ней в шахматном порядке железными иглами высотою от 5 до 10 см. В конце XIX — начале XX века такие щети приобретали у кустарей и в магазинах, и они в среде татар, как, впрочем, и у других народов Волго-Камья, имели повсеместное распространение.

Более тонкая обработка волокна, что требовалось для получения качественной пряжи, производилась щетинной щетью. Ее изготовление не представляло особой трудности: свитую щетину связывали в пучок наподобие большой кисти и один его конец погружали в растопленную смолу. По мнению исследователей форма щетинных чесалок, сравнительно с железными, имела более раннее происхождение. Она широко практиковалась у соседей татар: русских, коми-зырян, мордвы, башкир, чувашей. Возможно, щетинные щети попали к татарам через соседей — русских или финно-угров, причем довольно рано. Косвенным подтверждением этому может служить тот довод, что сам материал щети татары приобретали у соседей, так как свиноводство в их среде (кроме кряшен) отсутствовало. После удаления кострики (льна, конопли) волокно чесали при помощи двух гребней. Назывался этот процесс «мыкать» волокно (сүс тарау). На большом, укрепленном вертикально гребне (он изготовлялся из цельного куска дерева, осины, березы), на лопасти шириной 25-45 см вырезались зубья длиной в 20-25 см, лопасть переходила в ручку длиной 80-90 см. Между зубьями помещалось волокно, а маленьким гребнем его чесали. Гребенка по устройству и форме ничем не отличалась от гребня, только делалась гораздо меньших размеров и всегда с короткой ручкой.


Гребенка

В процессе чесания одновременно происходила и сортировка волокон. Первое чесание выделяло самую худшую часть кудели «изгреби» (бутәкә, тәрәшле түтәсе, пачас), которая шла на изготовление грубой ткани, используемой на шитье мешков, пологов, дорожек для пола. Второе чесание давало более высокий сорт «пачеси» (тәрәш), идущий на скатерти, портянки, передники и т.д., и третья — «кудель» (үзәк, сакал) — считалась лучшей и шла на тканье для праздничных рубах, передников, праздничных полотенец и т.д. Чесанием оканчивалась сортировка кудели по качеству, затем ее свертывали в пучки и хранили до прядения.

Вернуться к оглавлению книги "Ткачество татар Поволжья и Урала" Ф. Ш. Сафиной

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Волокна.

У вас есть чем дополнить статью Традиционные татарские способы обработки сырья. Трепание и чесание?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru