Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Кто нового холста не видел, тот и ветоши рад.

Рубрика: История ткачества

Moтальный аппарат Итона

Просмотров: 2696


Мюль Кромптона, с 1790 г. приводившийся в действие паровым двигателем, представлял собой машину, в которой равномерность и правильность операций намотки требовала еще значительного личного искусства рабочего-прядильщика. Это обстоятельство с каждым годом начинало все больше противоречить общей тенденции капиталистической техники к автоматизации работы машины и к превращению рабочего в простой придаток последней. К этому присоединялось в период массовых выступлений рабочих против машин стремление капиталистов «принудить мятежные руки труда к покорности», лишить их всяких привилегий, связанных с их артистической выучкой, игравшей в первые два десятилетия XIX в значительную роль в производстве мюльной пряжи. Не случайно поэтому, был изобретен в самый разгар подавления луддитского движения, в 1818 г. английским инженером Вильямом Итоном (Eaton) остроумный механизм для автоматически-равномерной намотки пряжи в мюль-машине, заменивший собой одну из труднейших ручных операций в машине Кромптона (Ure, The cotton manufacture).

Мюльный початок имеет сложное строение, объясняемое необходимостью наилучшим путем укрепить намотанную пряжу и сделать удобной ее транспортировку. При намотке нити сначала вырабатывается нижняя узкая часть — гнездо, переходящее затем в цилиндрическое тело, заканчивающееся наверху конусом. Чтобы нить ложилась равномерными слоями на поверхность початка, рабочему приходилось в простом мюле посредством проволоки надниточника все время регулировать вручную направление наматываемой пряжи. Сущность изобретения Итона, на которое он взял патент в 1818 г., заключалась в механическом воспроизведении ручной работы особым аппаратом.



Мотальный механизм Итона (из патента 1818 г.).
Мотальный механизм Итона (из патента 1818 г.).

Как видно из рисунка, этот аппарат состоит из рычага, соединенного с надниточником и скользящего на ролике по дороге. Последняя лежит в специальных прорезах-клиньях, представляющих профиль, в точности соответствующий профилю движения надниточника во время наработки различных частей початка. Благодаря этому рычаг заставляет надниточник подниматься и опускаться в соответствии с профилем дороги, а движение надниточника передается на нить. Клинья совершают поступательное движение к цилиндрам при помощи винта и храпового колеса — от каретки, а дорога направляется наклонно-стоящим прорезом. Вогнутая часть клиньев соответствует гнезду, а прямолинейная — телу початка.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru