Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Не напрядёшь зимою, нечего будет ткать летом.

Рубрика: Ткацкий станок

Татарские ткацкие станы. Горизонтальный стан с полной рамой

Просмотров: 5169

Третий тип — ткацкий стан с развитой (или полной) рамой татар Среднего Поволжья и Приуралья по отдельным конструктивным различиям в устройстве рамы, но главным образом по устройству навоя и поднебника подразделяется на три варианта:
1 — без заднего навоя и без поднебника;
2 — с поднебником и без заднего навоя;
3 — с задним навоем и с поднебником.



Формы рамного горизонтального стана (Конец XIX — начало XX вв.)


Рамный горизонтальный стан
Первый вариант стана, носивший название татарского (татар киндер урны) или в некоторых местностях мишарского, собирался из четырехугольной деревянной рамы. Каждая пара боковых ее стоек соединялась между собой наглухо двумя брусьями, поэтому рама (кыса) была неразборной. У некоторых хозяев эти поперечные бруски крепили на клиньях и рама при отсутствии надобности разбиралась. В вырез передней стойки вкладывалась пришва (бавыр агачы), точно такая же, как у стана на полозьях. Основа (буй) от пришвы шла суживаясь сразу же после ннтченок к заднему бруску, перекидывалась через него, затем, все суживаясь, проходила через нижний брус в его вырез и крепилась к колышку на правом нижнем бруске, на который надевалась очередная петля основы, свитой в виде жгута (күшә), лежавшей под станом. Бердо (кылыч) и нитченки (көре) обычно привязывали веревочками к жерди, прикрепленной к потолку над станом .

Рамный горизонтальный стан

Второй вариант рамного стана делался в тех же конструктивных пропорциях, но был снабжен поднебником, который иногда крепили к задним стойкам. Вместе они как бы напоминали русский стан. Татарское население его называло «русским» станом (урыс станы). Как и в предыдущем стане, здесь задний навой отсутствовал, но отличие между ними состояло в том, что в стане с поднебником нитченки с бердом конструктивно сочетались с двумя специально пристроенными верхними брусьями в виде вертикальных стоек, скрепленных поперечной перекладиной.

Рамный горизонтальный стан

Третий вариант рамного стана (урыс станы) большей частью делался на жесткой, неразборной раме, снабженной, как и в предыдущем варианте, вертикальными стойками для подвешивания берда и нитченок, но сравнительно с последним в него была внесена конструктивная деталь — задний навой для навертывания основы. Сравнительно с другими «урыс станы» в техническом отношении являлся более совершенным.
Как показало районирование, третий — рамный тип татарского стана в конце XIX — начале XX вв. в домашнем ткачестве татар Среднего Поволжья и Приуралья занимал доминирующее положение сравнительно с другими, рассмотренными выше типами. Однако вариативные его разновидности в регионе были распространены неравномерно. Наиболее упрощенный вариант стана — без заднего навоя и без поднебника преобладал в ткачестве татар южных районов Окско-Сурского междуречья, Предволжья, Нижнего Предволжья и Заволжья. Бытующим явлением он отмечается в ручном ткачестве коренных этнографических групп татар-мишарей северных районов Окско-Сурского междуречья, казанских татар Предкамья, а также в местах расселения обеих этнографических групп в периферийных ареалах. Заметим, что Н.И. Воробьев считал, что данный вариант стана создавался на базе более старинного стана на полозьях (по нашей типологии — третий вариант безрамного стана), т.е. чтобы освободить от него нары, была усвоена рама от русского станка более примитивного типа без навоя. Очевидно, правильность данного мнения и подтверждается материалами районирования, так как большая их распространенность отмечалась на всей территории расселения татар-мишарей в Окско-Сурском междуречье, в историческом прошлом находившихся под сильным воздействием русской культуры. Из ближайших соседей татар такие же станы имелись у мордвы, названные «мордовскими», у марийцев. Точно такой же стан без поднебника и без заднего навоя был известен русским Воронежской области, а также на Украине и в Белоруссии.

Второй вариант рамного стана (с поднебником) бытовал у татар-кряшен Мамадышского и Чистопольского уездов, у татар-мусульман Спасского уезда Казанской губернии, а также у татар-кряшен Мензелинского и Бирского уездов Уфимской губернии. В ряде уездов Симбирской, Самарской и Пензенской губерний он зафиксирован как единичное явление.
Рамный стан с задним навоем и поднебником (третий вариант), представляющий наиболее совершенную конструкцию ткацкого стана, как преобладающий вариант зафиксирован в Пермском Приуралье, а также в Зауралье, в Елабужском и Слободском уездах Вятской губернии. Его бытование зафиксировано у татар-мишарей Елатомского и Темниковского уездов Тамбовской и в Касимовском уезде Рязанской губерний. Этот вариант ткацкого стана с развитой рамой и деревянными блоками (чыгыр), которыми регулировалось положение берда и нитченок, у татар Среднего Поволжья и Приуралья является сравнительно поздним и, очевидно, заимствованным у русских. Это нашло отражение и в его названиях. Помимо названия «чыгырлы стан», «кисалы стан» они обозначались термином «мишәр ыстаны, урыс ыстаны» — соответственно: стан с блоками, стан с рамами, мишарский стан, русский стан.

Наиболее древними и как бы представляющими национальную специфику татарского ткачества являлись ткацкие станы без рамы и с неразвитой рамой. При этом в их деталях, как показали выше, наблюдались близкие черты, восходящие к традициям степного ткачества. «Татарский ткацкий станок примитивного типа, — писал Н.И. Воробьев, — вероятно, есть пережиток какого-то древнего станка степного типа с раздельными стойками для крепления пришвы, к которому приспособлена после оседания на месте и перенесения ткачества в избу…».

Надо заметить, что показатели «тюркских» черт в татарских станах, восходящие к традициям ткачества степных народов, прежде всего подкрепляются параллелями с примитивным станом башкир. Кстати, у них, как показали исследования этнографов, дальнейшее развитие примитивных станов шло путем, схожим с татарским. Также нельзя не заметить в конструктивном совершенствовании безрамных и рамных станов татар черты, привнесенные из ткачества многих других народов Среднего Поволжья и Приуралья и особенно на последнем этапе развития — русских. Второй вывод вытекает из анализа картографических материалов. В них особенно важно то, что выявленные различия в территориальных и количественных показателях татарских станов, очевидно, свидетельствуют о разных путях развития станов. В одних ареалах оно могло идти неразрывно от примитивных, через промежуточные этапы до совершенного типа. Это в тех случаях, когда на конкретной территории, как например, в Предкамье, представлена вся типологическая иерархия станов. Однако в районах, как Пермское и южное Приуралье, в эволюции станов линия развития переходила от низшего к высшему, минуя промежуточное звено. В станах татар этих районов представлены типы с неразвитой рамой и конструктивно совершенный — «русский» стан.

Вернуться к оглавлению книги "Ткачество татар Поволжья и Урала" Ф. Ш. Сафиной

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткацкий станок.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru