Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Прялка не Бог, а рубаху даёт.

Рубрика: узоры ковров. Схемы узоров

Орнаменты молдавских ковров

Просмотров: 57750

Самые ранние из сохранившихся молдавских ковров относятся к концу XVIII — началу XIX вв. В произведениях этого периода наиболее ярко выражены лучшие черты национального ковроделия. Преобладающие в ковровом рисунке растительные мотивы отличаются особым изяществом вытянутых стеблей и веток, крутые изломы которых образуют ажурный линейный узор. Композиции ковра свойственно свободное размещение мотивов, обилие фона, воздуха. Колорит характерен цветными фонами с преобладанием спокойных теплых расцветок. Красота и мягкость цветовой гаммы достигаются гармоничным сочетанием контрастирующих, но неярких тонов.

01. Фрагмент ковра с древовидными и другими мотивами
01. Фрагмент ковра с древовидными и другими мотивами

Узор молдавского ковра складывается обычно из центрального поля и каймы. Однако наличие четырехсторонней каймы необязательно: часты решения с одно-, двух-, трехсторонней каймой и без всякой каймы.
02. Фрагмент ковра с крупными изображениями деревьев
02. Фрагмент ковра с крупными изображениями деревьев

Существенная особенность узора молдавского ковра проявляется в том, что мотивы каймы не повторяют мотивов центрального поля и как бы противопоставлены им по рисунку и в цвете, создавая гармоническое единство, основанное не на сходстве элементов, а на их контрасте. На старинных коврах рисунок поперечных и продольных полос каймы часто решен по-разному.
03. Ковер с мелкоорнаментальным узором
03. Ковер с мелкоорнаментальным узором

Кроме того, рисунок поперечных полос каймы обычно проходит от кромки до кромки, часто на углах даже не соприкасаясь с рисунком продольных полос (01). Этот прием, усиливающий непринужденность композиции, чрезвычайно характерен для молдавских ковров.
04. Фрагмент ковра — лэичера с узором из треугольных фигур
04. Фрагмент ковра — лэичера с узором из треугольных фигур

В композиции ковра определяющее значение имеет характер мотивов центрального поля, степень их разнообразия, их размеры, размещение и чередование. Имеются ковры с крупными, во всю ширину центрального поля, мотивами (02) и множество решений с мотивами уменьшенного размера.
05. Фрагмент ковра с узором из орнаментированных поперечных полос
05. Фрагмент ковра с узором из орнаментированных поперечных полос

Дробление мотивов дает группу мелкоорнаментальных ковров, к которым относится известное в народе истолкование узора как поля, усеянного цветами (03).
06. Фрагмент ковра с зубчатыми мотивами на расчлененном фоне
06. Фрагмент ковра с зубчатыми мотивами на расчлененном фоне

Своеобразны по композиции ковры с узором из треугольников (04), поперечных полос (05), с фоном, составленным из продольных полос, а также с расчлененным фоном, участки которого заполнены повторяющимися пли различными мотивами (06).
07. Ковер с древовидными и другими мотивами
07. Ковер с древовидными и другими мотивами

Композиция лучших ковров отличается простотой, изяществом, пропорциональностью и связанностью элементов.
08. Ковер с изображением вазонов
08. Ковер с изображением вазонов

Богат и разнообразен комплекс мотивов коврового узора. В большинстве своем это образы реального предметного мира. Среди них можно отметить растительные мотивы, изображения животных и человека. Значительна и группа геометрических мотивов, однако и они часто истолковываются как образы реального мира.
09. Фрагмент ковра — пэретара с изображением вазонов
09. Фрагмент ковра — пэретара с изображением вазонов

Растительные мотивы получили в рисунке молдавских ковров своеобразную, подчеркнуто обобщенную трактовку, придающую изображению крайне условный характер. Однако как бы ни был рисунок условен, он всегда сохраняет естественную взаимосвязь частей, свойственную живому растению.
10. Ковер с изображением букетов
10. Ковер с изображением букетов

Из мотивов растительного мира чрезвычайно распространены изображения деревьев или кустов, вазонов, букетов, веток, цветов, гирлянд. Хотя условность трактовки не всегда позволяет точно определить название растения или цветка, для автора каждый такой мотив имеет конкретное значение, и часто, спросив у ковровщицы о значении того или иного мотива, мы получим в ответ не только общее его определение: лист или цветок, но и видовую характеристику — лист орешника, виноградный лист, или название цветка — роза, мальва, ромашка и пр.

Среди древовидных изображений (07) можно видеть схематизированные симметричные мотивы и образы более сложные и свободные по замыслу. Часто дерево опирается на корневое основание, иногда ветки отсутствуют, а листья и цветы примыкают непосредственно к стволу, нередко дерево имеет два или три ствола. Встречаются изображения деревьев с птицами на ветвях.
11. Ковер с изображением веток
11. Ковер с изображением веток

Частым мотивом является вазон — ваза с растением или букетом. В старинных коврах вазоны отличаются топким ажурным рисунком и ярусным расположением веток, усеянных мелкими цветами и листьями (08).
12. Ковер с изображением вазонов и букетов
12. Ковер с изображением вазонов и букетов

В позднейших, особенно левобережных коврах преобладают крупные цветочные формы (09). В последних наблюдаются общие черты с подобными мотивами подольских ковров Украины.
14. Фрагмент ковра с узором из треугольных фигур
14. Фрагмент ковра с узором из треугольных фигур

Своеобразную трактовку получил в молдавских коврах мотив букета, состоящий из пяти веток, перевязанных лентой (10). Многочисленны ковры с изображением цветущих веток, изломы которых часто создают затейливый линейный узор (11). Много выдумки вложено народными мастерами в трактовку мотива цветка, достигающего в ковровом рисунке большой выразительности и дающего огромное множество решений — от простейших схематизированных цветочных форм до фантастических соцветий.
13. Фрагмент дорожки с узором из орнаментированных поперечных полос
13. Фрагмент дорожки с узором из орнаментированных поперечных полос

Чрезвычайно интересен мотив гирлянды в виде волнистого стебля с расположенными в его изгибах ветками, цветами, листьями. Мотив применяется для орнаментации каймы. Известна традиционная, давно сложившаяся форма гирлянды из вьющихся виноградных лоз и гроздьев (12), широко применяемая и в современном декоративном искусстве Молдавии.
15. Фрагмент ковра с узором из звезд
15. Фрагмент ковра с узором из звезд

Молдавские ковры с геометрическим рисунком отличаются особым лаконизмом и крупными масштабами узора. Многочисленны дорожки и лэичеры с рисунком из цветных полос — гладких или орнаментированных (13), ковры с узором из мелких треугольных фигур (14), со звездчатым узором (15).
16. Фрагмент ковра с крупными ромбовидными мотивами
16. Фрагмент ковра с крупными ромбовидными мотивами

Особую трактовку получили ромбовидные мотивы, заимствованные из узоров вышивок и близкие к подобным мотивам в буковинских коврах (16).
17. Фрагмент ковра — лэичера с крестовидными мотивами
17. Фрагмент ковра — лэичера с крестовидными мотивами

Интересны молдавские ковры с крестовидными мотивами (17), крюковидными (18), зубчатыми (19).
18. Фрагмент ковра — лэичера с крюковидными мотивами на расчлененном фоне
18. Фрагмент ковра — лэичера с крюковидными мотивами на расчлененном фоне

Известен ряд мотивов с наклонно-осевой структурой, по-разному осмысляемых, но представляющих в большинстве своем своеобразную трактовку цветов (20).
19. Фрагмент ковра — пэретара с крупными растительными и геометрическими мотивами на расчлененном фоне
19. Фрагмент ковра — пэретара с крупными растительными и геометрическими мотивами на расчлененном фоне

Из образов животного мира в ковровом рисунке представлены преимущественно птицы: петушки, утки, голуби, орлы и др. Иногда птицы изображаются сидящими на дереве и изредка — порхающими среди ветвей. (21)
20. Фрагмент ковра с различными геометрическими мотивами
20. Фрагмент ковра с различными геометрическими мотивами

Среди человеческих изображений преобладает мотив женской фигуры. Встречаются и антропоморфные мотивы, в которых сохранились черты архаики, связанные, по-видимому, с древними религиозно-мифологическими представлениями (22).
21. Фрагмент ковра с изображением петушков и деревьев
21. Фрагмент ковра с изображением петушков и деревьев

Эти образы давно утратили свое прежнее значение и переосмыслены как реальные бытовые сюжеты (танцующие фигуры). Иногда взявшиеся за руки фигуры располагаются по кайме в виде хоровода. Обычно же человеческие изображения размещаются среди других мотивов без какой-либо сюжетной связи с ними. При несложном, предельно обобщенном рисунке фигур многие из них очень выразительны и этнографичны.
22. Фрагмент ковра с изображением антропоморфных фигур и букетов
22. Фрагмент ковра с изображением антропоморфных фигур и букетов

Перечисленные мотивы ковровой орнаментики специфичны не только для коврового узора. Они широко отражены и в других областях народного искусства — вышивке, росписи, керамике, деревянной и каменной резьбе и т. д. Но в ковровом узоре эти мотивы получили совершенно самостоятельную разработку, трактовка их рисунка обладает неповторимым своеобразием.

Вернуться к оглавлению книги «Молдавские ковры»

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru