Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
У меня рогожка — та же одежка, да куль праздничный.

Рубрика: История ткачества

Жаккар и его изобретение

Просмотров: 10612

Жаккар родился в 1752 г. в семье ткача. С юных лет ему пришлось скитаться по разным районам Франции и переменить ряд специальностей, в числе которых была профессия отливальщика шрифтов и переплетчика. В 1793-1794 гг. мы застаем Жаккара вместе с сыном в рядах революционной армии Конвента, сражающимися с войсками монархической Австрии. Гибель сына в одной из битв прервала военную службу Жаккара и заставила его вернуться в Лион. С этого времени он до конца жизни посвящает все свои труды ткачеству.

Знакомый еще с детства с тяжелым положением узорчатых ткачей, Жаккар хорошо сознает, что час машины настал, что от нее зависят дальнейшие судьбы лионской промышленности. Сначала Жаккар ставит перед собой только скромную задачу: усовершенствовать станок Понсона — Верзье, сделав его более компактным и сократив количество необходимых для его обслуживания дергальщиц. Сконструированный Жаккаром и запатентованный им в июне 1800 г. станок был премирован бронзовой медалью, а модель его была удостоена помещения в Консерватории искусств и ремесел (Descripsion des machines et procedes).

Несмотря на много остроумных улучшений и дополнений, сделанных Жаккаром, это его изобретение не выходило за пределы проторенных путей и не порывало со старой традицией. Конструкция станка была очень сложной и практическая проверка не оправдала связывавшихся со станком надежд. Но уже через два года Жаккар обращает на себя всеобщее внимание блестящим разрешением задачи, выставленной одновременно на конкурсах Общества поощрения ремесел и искусств во Франции и Королевского общества поощрения ремесел и искусств в Англии, — изобретением стапка для механического вязания рыболовных сетей. Результатом этого было приглашение Жаккара в Париж, где он должен был в мастерских Консерватории искусств и ремесел закончить постройку своего нового станка.

Работая в этой опытной лаборатории французской промышленной техники, Жаккар знакомится ближе с коллекцией машин из кабинета Вокансона, помещенной в Консерватории, и находит в чердачных руинах отдельные части давно забытого узорчатого станка гениального французского механика. Реставрация станка и испытание его позволяют Жаккару критически исследовать его положительные и отрицательные стороны, нащупать его сильные и слабые места. Жаккар решает заново переработать всю конструкцию. Он уезжает в Лион, где его находкой уже заинтересовалась группа фабрикантов, предлагавших изобретателю денежную помощь и устроивших ему специальную мастерскую для работ. Ловкие предприниматели заранее заключают с Жаккаром договор о переуступке им всех прав на будущее изобретение в обмен на ежегодную пенсию в 3000 франков (Ballot, Johannsen).

В 1804 г. новая машина, которой суждено было произвести такой переворот в шелкоткачестве, какой ни до нее, ни после нее еще ни одно изобретение не совершало, была закончена постройкой. Впоследствии этот исторический станок был установлен в Консерватории искусств и ремесел и по этому сохранившемуся памятнику техники можно судить о значении изобретения Жаккара (патент на станок 1804 г. не был взят изобретателем).



Рис. а. Станок для узорчатого тканья Жаккара 1804 г. (Из коллекции Парижской консерватории искусств и ремесел)
Рис. а. Станок для узорчатого тканья Жаккара 1804 г. (Из коллекции Парижской консерватории искусств и ремесел)

Этот станок изображен на рис. а и 6. Центральным его органом является четырехгранная, с высверленными углублениями призма, которая поддерживает продырявленную ленту, помещающуюся на двигающейся каретке. Действием собачки призма поворачивается с каждым тактом (образованием зева) на четверть оборота. Горизонтально расположенные иглы с пружинами находятся в особом игольном ящике. По бесконечной цепи двигается серия карт, позволяющая автоматически осуществлять нужный рисунок ткани. При каждом повороте призмы карта прижимается к ее грани и направляется последней к иглам. Одни иглы свободно проходят через отверстие карты, другие отодвигаются ею в сторону и снимают свои крючки с ножей, вследствие чего связанные со сдвинутыми крючками нити основы не поднимаются и образуют нижнюю часть зева. Свободно прошедшие иглы оставляют крючки на ножах, которые действуют на крючки, и при помощи аркадных шнуров и рамных нитей поднимают вверх те нити основы, которые требуется поднять для прокидки челнока. В это время призма отходит от игольной доски, и пружины начинают толкать сдвинутые иглы и крючки к исходному положению, что необходимо для работы следующих карт. Новый поворот призмы и нажим новой карты на игольную доску производит очередную комбинацию отбора игл и нитей основы. (Подробнее о ткачестве с картами можно найти здесь).
Общее количество игл на станке равно количеству отверстий на четырех гранях призмы (Barlow, The History and principles of weaving).


Рис. б. Рабочий механизм машины Жаккара 1805 г.
Рис. б. Рабочий механизм машины Жаккара 1805 г.

Такова схема работы машины Жаккара. Мы видим, что в ней изобретателем удачно соединен фальконовский принцип отбора нитей продырявленной лентой с вокансоновским принципом прижимания игл специальным аппаратом, двигающимся на каретке. К этому Жаккар добавил существенные новые детали: бесконечную цепь для автоматического перемещения карт и призму, сочетавшую дощечку Фалькона и цилиндр Вокансона, но играющую теперь активную роль механизма, направляющего карты к игольный доске. Вследствие этого в станке Жаккара дергальщица совершено устраняется из производственного процесса, и переборка рисунка может производиться вне станка, чем ликвидируются простои в работе, характерные для прежних систем станков, и обеспечивается возможность быстрой смены рисунка. Последний, благодаря неограниченной длине цепи картона, может быть каким угодно сложным. Наконец, элементарность операций, которые сохраняются для рабочего, делает совершенно ненужным высокое искусство прежних мастеров и позволяет использовать для обслуживания станка малоквалифицированных ткачей. Иначе говоря, станок Жаккара разрешил до конца те задачи, которые стояли тогда перед французской капиталистической промышленностью, и, использовав все ценное, что имелось в предшествующих конструкциях, превратил полумеханизированный аппарат в настоящую рабочую машину.

«Критическая история технологии:», говорит Маркс, «вообще показала бы, как мало какое бы то ни было изобретение XVIII столетия принадлежит тому или иному отдельному лицу». История станка Жаккара — одно из блестящих тому доказательств.

Машина Жаккара, простая по конструкции и приводившаяся в движение ручным способом, так же как и «Дженни» в Англии, не вызвала на первых порах перехода к фабричной системе, и с 1806 г. начала устанавливаться во многих мелких предприятиях Лиона. По правительственному декрету 1805 г. Жаккар получал право на отчисления в свою пользу (в размере 50 франков) от каждого применившегося в производстве станка его конструкции. Практическое распространение станка задерживалось, однако, в первые годы целым рядом конструктивных недостатков машины. Сюда; в первую очередь, относились невероятный грохот, производимый движением каретки, расхождения в движении каретки и призмы, неравномерность прижимания картона к иглам, дороговизна станка. Ручная набивка рисунков на картон также показывала, что ремесленные черты еще не были полностью преодолены в новой машине. В первоначальном своем виде станок Жаккара, как и простой механический ткацкий станок Картрайта, «представляет лишь более или менее измененное механическое издание старого ремесленного инструмента» (Маркс, Капитал).

Первые усовершенствования в машине Жаккара были сделаны механиком Бретгоном, который после нескольких лет упорной работы заменил каретку прессом, точно регулировавшим ход призмы, упростил передаточный механизм машины, уничтожив ряд блоков, противовесов и рычагов, что ускорило работу основных органов станка, и ввел метод производства отдельно рисунка и фона ткани, благодаря чему количество пустых карт уменьшалось за счет увеличения продырявленных карт, а тем самым и за счет увеличения раппорта ткани. В период 1815-1820 гг. ряд французских изобретателей придает станку тот технически-совершенный вид и практически-рентабельный характер, который сохраняется почти неизменным на многие десятилетия.

Широкое распространение станка во Франции быстро понизило заработную плату узорчатых ткачей, которая за 10-15 лет упала на 50%. в 1825 г. в одном Лионе работало уже свыше 10 000 жаккаровых станков. В 1810 г. станок Жаккара попал в Англию и положил здесь начало фабричному шелкоткачеству. Станок стал изготовляться на английских фабриках из металлических частей и приводиться в движение паровой машиной (Textile machinery. Catalogue of Science Museum). С 1816 г. новая машина становится известной и в Австрии и Пруссии. В 1820 г. француз Дислен, приехавший в Москву, продал один станок Жаккара за крупную сумму русскому правительству. Станок был установлен в доме одного московского купца для свободного обозрения его фабрикантами. Однако отсутствие опытных мастеров задерживало практическое применение нового станка в России. Только с 1823 г., благодаря работам мастера Каненгиссера, налажено было производство станков для частных предпринимателей. За 5 лет машина Жаккара получает огромное распространение на купеческих и, отчасти, дворянских мануфактурах. В 1828 г. на многочисленных шелкоткацких предприятиях одной только Московской губернии имелось уже около 25 000 станков Жаккара («Журнал мануфактур и торговли». 1828 г).

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru