Рубрика: Этника
Ткачество навахо
Просмотров: 49086
Им очень им пришлась по вкусу баранина, а еще больше они оценили овечью шерсть. Женщины-навахо ткали из нее одеяла, в которые закутывались воины и охотники, н тогда они заменяли верхнюю одежду, а если ночь заставала их вдали от дома, то и постель. Такими же одеялами завешивали дверной проем.
Ткать женщины-навахо научились от захваченных мужьями женщин-пуэбло, и сначала в узорах на навахских одеялах копировали традиционный орнамент своих пленных. Но через короткое время, выработав собственный стиль, навахо превзошли своих учителей. Испанский губернатор Фернандо Чакон писал в самом конце XVIII века, что ткачихи-навахо работают лучше испанок.
Ткачество навахо |
Возникла легенда о паучихе, которая показала женщинам-навахо первый ткацкий станок. Пауков навахо считали существами священными.
Станок изготовил супруг паучихи-учительницы. Основа была из трав, уток — из горного хрусталя, нити — из утренней зари. Когда в племени рождалась девочка, мать терла ей плечо паутиной для того, чтобы она всю жизнь неутомимо ткала. Едва девочка подрастала, она принималась за работу. Сначала основу натягивали между двумя деревьями, а орнамент девочка должна была изобрести сама. Геометрические узоры ткани никогда не повторялись, опытный взор сразу отличал работу одной мастерицы от другой. Но если какой-то особенно искусной ткачихе удавалось изобрести свой рисунок, другие женщины перенимали нововведение. С течением времени вид и качество одеял изменялись, и по ним можно проследить историю племени.
Самые старые из дошедших до нас одеяла навахо — конца XVIII века — обычно грубо вытканы, в их узорах сплетаются естественные цвета овечьей шерсти: коричневый и белый. Их нашли антропологи в Каньоне дель-Муэрте — Ущелье смерти. В 1805 году испанские войска загнали в каньон воинов-навахо и перебили их. Навахо побоялись хоронить убитых: это могло, по их верованиям, нарушить покой предков и вызвать стихийное бедствие. В сухом микроклимате Каньона дель-Муэрте надолго сохранились скелеты и одеяла, в которые одеты были навахо перед битвой.
В 1863 году полковник Кит Гарсон с большим и хорошо вооруженным отрядом, к которому присоединилось и множество враждебных навахо индейцев, оттеснил племя в штат Нью-Мексико, в безжизненную пустыню. Начались тяжелые времена: голод, болезни. Некогда многочисленное племя поредело и ослабло. Лишь через несколько лет позволили индейцам-навахо вернуться в родные места. Но это было уже не то племя, которое некогда наводило страх на соседей. И одеяла этого времени отличаются бедностью красок и примитивностью узоров.
Журнал "Вокруг света". Январь 1977 год.
Последние материалы этого раздела:
- Холсты
- Время прядения
- Духи прядущие, ткущие, вышивающие
- Использование нити, кудели, веревки в обрядах
- Магия прядения, вязания, плетения у славян
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Этника.