Рубрика: Ткацкие переплетения. Декор ткани
Техника изготовления татарских народных тканей. Простые полотна
Просмотров: 5415
Простые полотна
Наиболее традиционным являлось изготовление полотен или холстов. Судя по описаниям одежды татар Заказанья и Предволжья до середины XIX в. были распространены белые холсты. В последующее же время все большее применение в ткачестве получили хлопчатобумажные нити, из которых ткали однотонные полотна. Изготовление последних велось теми же традиционными приемами. При тканье холстов уточные нити и нити основы находились под прямым углом. Такое переплетение принято называть полотняным. Ткань в данном случае имела гладкую поверхность. Каждая нить основы находилась то над уточной нитью, то под нею. Несмотря на то, что эта техника являлась самой простой, ткани при этом получались наиболее прочными, что объясняется наличием наиболее частых перекрещиваний нитей основы и утка (через одну прокидку).
Интересно, что изготовление плотных тканей в древности тюркоязычными народами просматривается в языковых материалах. Так, татарское название ткани — «тукыма», тканья — «туку» связано с распространенным в ряде тюркских языков глаголом «тока», «току» дано в том же значении, а в турецком и туркменском диалектах «ток» означал прочную материю.
Ткачество |
До нас дошли кусочки тканей, выполненные этой техникой в Волжской Булгарии еще в IX—X вв. Так, анализ куска ткани (размером 3x5 см) из Танкеевского могильника показал, что он был выполнен в полотняном переплетении нитей основы и утка. В среднем в 1 см ткани насчитывалось 12 нитей основы и 12 нитей утка, что позволяет отнести ткань к группе тонких и плотных.
Полотняное переплетение |
Для получения простейшего переплетения нитей основы и утка были необходимы две нитченки: все нечетные нити пропускали через глазки галев одной, а все четные — через глазки галев другой нитченки. Когда опускали одну из нитченок, другая поднималась и этим нити основы разделяли на две части. Между опущенными и поднятыми основными нитями образовывалось свободное пространство, называемое зевом. Для поддержания нитей основы в натянутом положении, чтобы сохранялся зев и для удобства переброски челнока через зев основы, сзади нитченок со стороны пришвы (ближе к жгуту основы) вставляли две тонкие деревянные пластины «цены» (чины). После того, как челнок с поперечной нитью проходил через зев, ремизки возвращали в исходное положение, а бердо придвигали, прижимая им только что прокинутую уточную нить. Полотняное переплетение имело одиночные основные и уточные перекрытия, расположенные в шахматном порядке. Поэтому поверхность на обеих сторонах полотна получалась совершенно одинаковой по внешнему виду.
Последние материалы этого раздела:
- Техника изготовления татарских народных тканей. Простые полотна
- Двойные и двухосновные ткани
- Однолицевые ткани
- Ажурные и печельчатые ткани
- Жаккардовые ткани
Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Ткацкие переплетения. Декор ткани.