Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Полог браный, да веь драный.

Рубрика: История ткачества

Ватер-машина

Просмотров: 65536


Заложить основу крупной фабричной промышленности выпало на долю другой машине, изобретенной почти в одно время с «Дженни». Ее творцом принято считать Ричарда Аркрайта (Richard Arkwright), который, однако, использовал только чужое изобретение и создал при его помощи машинное хлопчатобумажное производство в Англии. Истинным изобретателем машины, совершившей переворот в прядении, был Томас Хайс (Thomas Heys), построивший в 1767 г. в деревне Лай около Варрингтона свой аппарат для механической фабрикации пряжи. Аркрайт, парикмахер по профессии, коммерсант и делец по натуре, узнал об изобретении Хайса от своей жены, уроженки деревни Лай, и переманил к себе помощника Хайса — часовщика Джона Кея, с помощью которого ему и удалось построить в 1769 г. в Престоне прядильную машину (Guest, A Compendious History of the cotton manufacture). После этого Аркрайт переселяется в Ноттингем и тотчас приступает к эксплуатации машины, организовав в компании с владельцами частного банка Райт небольшую прядильную мастерскую с конным двигателем. Чтобы предохранить себя от использования машины другими капиталистами, Аркрайт берет 3 июля 1769 г. патент на изобретение, в котором он фигурирует как действительный и единственный изобретатель машины. Как видим. Аркрайт сумел ловко использовать чужое изобретение, превратив его в источник своей собственной славы и богатства. Действительный же творец машины — Томас Хайс, не обладавший ни средствами, ни ловкостью дельца, остался совсем в тени и не сумел извлечь практической пользы из своего изобретения.



Модель прядильной машины Аркрайта (из коллекции Кенсингтонского музея).
Модель прядильной машины Аркрайта (из коллекции Кенсингтонского музея).

Анализ патента 1769 г. и рассмотрение конструкции модели машины, хранящейся в Кенсингтонском музее в Лондоне (Textile machinery. Catalogue of the collections in the Science Museum, South Kensington, London, 1921), показывают, что новое изобретение базировалось на соединении вытяжного механизма машины Пауля Уайатта с крутильно-наматывающим аппаратом обыкновенной самопрялки. Таким образом, если бы даже Аркрайт не был, как установил Маркс, «величайший вор чужих изобретений», его машина не заключала бы в себе ничего принципиально нового, что не было бы уже известно в английской технике. Но вместе с тем, удачная комбинация отдельных принципов прядения, правильное разрешение ряда конструктивных моментов и, главное, возрождение забытого метода вытяжки ленты при помощи вращающихся цилиндров, не только обеспечили этой машине величайшую революционизирующую роль в бумагопрядении, но и сделали ее (в видоизмененной форме) важнейшим прядильным аппаратом в других областях текстильной промышленности (прядение камвольной шерсти, льнопрядение).

Общий вид машины Аркрайта представлен на рисунке ниже, воспроизводимом из патента 1769 г. Зубчатое колесо А, соединенное с приводом конного или водяного двигателя, дает движение маховику B, приводящему в действие, с одной стороны, при помощи ремня С блочки веретен S, а с другой — через направляющий валик Е и колесо t вал V. Последний зацепляет шестерней за зубчатый диск H, двигающий четыре пары вытяжных валиков Y. Те части валиков, через которые проходит хлопок, сделаны из дерева. Верхний валик покрыт кожей, поверхность нижнего делается рифленой. Благодаря коже, проходящая лента не испытывает слишком большого давления, грозящего разрывом волокна, а благодаря рифлям сила трения достаточно велика для того, чтобы не позволить ленте слишком быстро скользить через вытяжные валики.


Ватерная машина Аркрайта (чертеж из патента 1769 г.).
Ватерная машина Аркрайта (чертеж из патента 1769 г.).

При прохождении через каждую следующую пару вытяжных цилиндров лента, сматывающаяся с катушек L, делается все более и более тонкой. Взаимное сжатие каждой пары валиков регулируется при помощи оттягивающих веревок, перекинутых через блоки и заканчивающихся рычагами N, с подвешенными на них: специально подобранными грузами разного веса.

Ровница или лента, намотанная на большие катушки, проходит через 4 пары вытяжных валиков и, в виде нити М, направляется на рогульчатое веретено Р. Как и в самопрялке, нить скручивается здесь деревянной рогулькой и одновременно (проходя через крючки) наматывается катушкой. Блочок катушки захвачен шнуром R, который, в зависимости от степени натяжения, заставляет нить наматываться крепче или слабее. Так как веретено приводится в движение непосредственно блочками S, захваченными ремнями маховика и сидящими на одной оси с ним, то оно является опережающим, а катушка отстает в своем вращении, в особенности благодаря тормозящей роли шнура R. Таким образом, здесь применен принцип, обратный тому, который мы имели в основных типах самопрялок XVII—XVIII вв. Это конструктивное изменение в станке Аркрайта диктовалось, по-видимому, тем обстоятельством, что при автоматической подаче нити вытяжными цилиндрами опережение катушкой веретена по мере наработки слоя пряжи повлекло бы за собой слишком большое натяжение вертикально висящей нити, грозящее ее разрывом (при ручной вытяжке на самопрялке быстрота подачи мычки регулируется самим прядильщиком).

К числу удачно разрешенных в станке Аркрайта конструктивных вопросов следует отнести введенный здесь способ передачи движения от ведущего колеса к веретенам. В то время как в «Дженни» Харгривса ремень маховика был накинут на промежуточный барабан, приводивший при помощи веретен в движение веретенные блочки, в рассматриваемой машине, благодаря применению направляющих валиков (второй валик не виден на рисунке), ремень непосредственно захватывает шкивы s, вследствие чего скорость вращения веретен здесь оказывается большей, чем в машине «Дженни».

Прядильная машина Аркрайта была родоначальницей машин непрерывного действия, до настоящего времени являющихся важнейшим средством механического производства пряжи.

Деятельность первой прядильни Аркрайта не оправдала, по-видимому, возлагавшихся на нее надежд. Через год после пуска ее в ход Райты отказались от дальнейшего финансирования предприятия. Аркрайту пришлось искать новых компаньонов. Он нашел их в 1771 г. в лице чулочных фабрикантов — Нидда из Ноттингема и Стратта — из Дерби (Baines, History of the cotton manufacture). Заключив договор с новыми компаньонами, Аркрайт перенес свое предприятие в Кромфорд, расположенный на берегу р. Дервент, близ острова Дерби. Прядильня была построена в больших размерах по чипу расположенной недалеко обширной шелкокрутильной мануфактуры братьев Ломб и явилась первой английской фабрикой в собственном смысле этого слова.

Вместо старого конного двигателя на Кромфордской фабрике был установлен новый, более мощный и дешевый двигатель — водяное колесо, способное работать круглый год, благодаря теплым течениям, не дававшим реке зимой в этом месте замерзнуть. С этого времени машины Аркрайта получили название ватерных станков (water frame — водяной станок) или ватер-машин — термин, сохранившийся за такого рода машинами (непрерывного действия) до настоящего времени.

О конструкции прядильных машин, применявшихся на Кромфордской фабрике, и о схеме соединения их с водяным двигателем дает представление рисунке.


Прядильная машина с водяным двигателем на Кромфордской фабрике Аркрайта (по Юру).
Прядильная машина с водяным двигателем на Кромфордской фабрике Аркрайта (по Юру).

Водяное колесо приводит в движение зубчатое колесо А, зацепляющееся за шестерню и вращающее насаженный на вертикальный вал В цилиндр С. На последний натянуто несколько бесконечных ремней, каждый из которых приводит в действие блочки веретен одной машины. Лента хлопка, сматываясь с питательных початков F, поступает на вытяжные цилиндры, а оттуда идет для крутки на рогульчатые веретена. Специально устроенное приспособление обеспечивает автоматическую равномерную намотку нити на катушку: это — система рычагов Е, D, е, заставляющих двигаться попеременно вверх и вниз полку М, которая соответственно передвигает катушки с наматывающимися на них нитями вдоль оси веретена. Вытяжные цилиндры приводятся в движение непосредственно зубчатыми колесами р при помощи ряда валов и зубчаток от общего двигателя (Ure, A. The cotton manufacture of Great Britain).

На Кромфордской фабрике мы имеем, таким образом, машинный агрегат, состоящий из двигательного, передаточного и исполнительного механизма, причем единая энергетическая установка приводит в действие ряд рабочих станков.

Ватерные станки первоначально выпускали пряжу, хорошо скрученную, но низких и средних номеров, идущую, главным образом на основу и для чулочного производства. «Дженни», наоборот могла изготовлять очень тонкую, но вместе с тем рыхлую пряжу годную для утка. Таким образом, обе машины как в отношении сфер производства, где они применялись, так и по назначению изготовлявшиеся ими пряжи на первых порах не конкурировали, а дополняли друг друга.

В 1773 г. Аркрайту удается наладить впервые в Англии выпуск чисто бумажной ткани. Но против Аркрайта и его компаньонов тот час выступили мелкие мануфактуристы, опасавшиеся конкуренции Они сослались на закон 1736 г., запретивший (в интересах суконных предпринимателей) ввоз и продажу в Англии набивных бумажных материн и разрешивший только производство смешанных тканей с льняной основой и бумажным утком. Угроза конфискаций выпускавшегося товара или уплаты за него высоких пошлин заставила Аркрайта подать в парламент в 1774 г. петицию в защиту новой зарождавшейся отрасли промышленности. Петиция была удовлетворена; закон 1736 г. отменялся и всем разрешалось производить материи из чистой бумаги, причем пошлины на эти ткани (внутри страны) были снижены вдвое. Этот закон имел огромное значение. Строго говоря, с этого момента Англия вступает в полосу блестящего подъема своего хлопчатобумажного производства, очень скоро оттеснившего на второй план другие отрасли текстильной промышленности.

Вернуться к оглавлению книги «Очерки истории текстильной техники» Цейтлина Е. А.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики История ткачества.

У вас есть чем дополнить статью Ватер-машина?
Оставьте здесь свой комментарий!


Поиск по сайту
Книги по теме
банер fourhoofs.ru