Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Была бы нитка – дойдем и до клубка.

Рубрика: Этника

Белорусское народное ткачество

Просмотров: 7593

В 1981 году Минское издательство «Наука и техника» выпустило книгу А.Н. Куриловича «Белорусское народное ткачество». В книге прослеживается развитие белорусского ткачества с середины XIX в. до наших дней. Характеризуются основные процессы белорусского ткачества, его разнообразие и богатство, социальная значимость и место в художественном наследии белорусского народа. Выделяются общие черты в ткачестве восточнославянских и других соседних народов.

Белорусское народное ткачество

Введение

Сырье и традиционные способы его обработки

Обработка льна
Обработка конопли
Обработка шерсти

Изготовление тканей

Прядение
Орудия прядения
Способы крашения
Орудия ткачества
Снование
Заправка ткацкого стана
Техника изготовления тканей

Ткани и их использование в быту

Ткани для одежды
Ткани декоративные и ткани утилитарного назначения
Использование народных традиций в изготовлении современных тканей

Заключение

Введение


Ткачество отражает хозяйственно-трудовую деятельность народа, его социальное положение, принадлежность к определенной этнической группе в известной мере является показателем уровня культуры народа на определенном историческом этапе его развития.

Для этнографов белорусское народное ткачество представляет большой интерес, так как оно тесно связано с историей народа и может служить ценным материалом при доследовании этнических процессов прошлого, этнокультурных взаимосвязей белорусов с другими народами.

Изучение белорусского ткачества приобретает особую актуальность на современном этапе, поскольку оно является богатым источником для использования и развитая лучших традиций в промышленном производстве тканей, а также в художественных промыслах.

В белорусской этнографии достаточно полно исследованы такие разделы материальной культуры, как жилище, одежда, сельскохозяйственная техника, рыболовный и другие промыслы. Отдельные сведения о народном ткачестве разбросаны в различного рода публикациях, где ткачество рассматривается попутно с другими элементами материальном культуры.

Сведения о раннем периоде бытования ткачества (эпоха зарубинецкой культуры, а также XI—XIII вв.) содержатся в работах археологов.

Материалы но ткачеству белорусов XVI-XVII вв. встречаются в документах этого периода. В опубликованных материалах Виленской археографической комиссии имеются сообщения о тканях я. тканых изделиях домашнего производства. Так, в жалобе Аполонии Коптяевой на Каспара Валентиновича Дембинского о разграблении имущества упоминаются «колдра, паневы на перины и подушки», говорится, что «в трех скрынях липовых находились абрусы простой работы, ручники, сарвэты, ткацкое полотно в кужельное домовой работы, и простого локоть пять».

О распространении, и уровне развития ткачества в Белоруссии в XVI-XVIII вв. имеются сведения в архивных источниках. В рукописной работе А. К. Сержпутовского «Белорусы-полешуки» находим описания некоторых приемов обработки льна в ткачества, относящиеся к началу XX в.

Систематическое собирание и публикация материалов по быту белорусов начинаются с организации Русского географического общества и распространения программ общества. Однако народное ткачество в этих программах не нашло должного освещения.

Оживление культурной жизни Белоруссии в связи с отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений пробудило интерес к изучению быта в культуры народа. Появляется ряд работ по материальной культуре белорусов. Наиболее значительный материал по ткачеству Витебщины содержится в роботе Н. Я. Никифоровского. Ценность данного исследования состоит в том, что к анализу материальной культуры населения Витебщины автор подходит дифференцированно, с учетом изменений, происходивших в Белоруссии во второй половине XIX в., подчеркивай, что богатые чаще используют покупные ткани, а бедняки — домотканину. Автор описывает также процесс подготовки пряжи к тканью, называет орудия прядения и ткачества, но не дает ах типологии. При описании тканей указывает их бытовое назначены, но не анализирует технику изготовления.

Ценный фактический материал содержится в статье В. Добровольского «Кросно». Наряду с описанием ткацкого стана автор рассматривает и вопросы техники изготовления тканей у населения Смоленщины. Некоторые данные по народному ткачеству белорусов встречаются в трудах Е.Р. Романова, А. С. Дембовецкого, П. Бобровского, А. Сементовского, А, И. Сербова, П. Шейна и др.

Традиционное белорусское народное ткачество являлось предметом исследования и польских этнографов. Наибольший интерес представляют работы «Речицкое Полесье» Ч. Петкевича, «Восточное Полесье» и «Народная культура славян» К. Мошинского, в которых содержится конкретный материал по народному ткачеству белорусов.

Важным источником для исследования народного ткачества являются музейные материалы. В коллекциях по материальной культуре, собранных А. К. Сержпуговским и Е. Р. Романовым и хранящихся теперь в Государственном музее этнографии народов СССР в г. Ленинграде, имеется богатый материал и по народному ткачеству белорусов. Некоторые предметы ткачества находятся в фондах Государственного исторического музея в г. Москве. Многими ценными материалами располагают музеи Белоруссии, фонды которых постоянно пополняются.

Немало внимания изучению народного ткачества уделяется в советское время. В разные годы были опубликованы статьи: «Народнае ткацтва Бабруйскай акругi» Р. Л. Рака, «Шляхi развiцця саматужнага ткацтва у БССР» и др.

В послевоенные годы опубликован ряд трудов по этнографии восточных славян, в которых значительное место отколется вопросам материальной культуры белорусов. К ним в первую очередь следует отнести исследование Н. И. Лебедевой «Прядение и ткачество восточных славян», в котором для сравнительного анализа широко используются материалы по ткачеству белорусов. Для исследователей народного ткачества эта работа представляет несомненную ценность, поскольку в ней впервые дается типология орудий обработки сырья в ткачестве, анализируется техника изготовления тканей.

Состояние изучения белорусского народного ткачества показывает, что обращение к этой теме не случайно Богатый и ценный материал по народному ткачеству белорусов не должен исчезнуть бесследно. Проблема собирания и изучения традиционной материальной культуры белорусок всегда волновала этнографов. Еще в начале XX в. Е. Р. Романов призывал: «Надо спешить с описанием быта, исчезающего уклада, иначе нивелирующая рука времена быстро изгладит все особенности жизни, а сменяющее нас поколение этнографов уже не найдет в ней национальных черт».

В основу настоящей, работы положены экспедиционные материалы, собранные автором в 70-х годах. Сбор материалов проводился по специально разработанной программе, включающей вопросы по обработке сырья, прядению, орудиям ткачества, технике изготовления тканей, их орнаментации и т.д. Кроме того, в экспедициях собирался иллюстрированный материал: делались многочисленные зарисовки и фотоснимки различных орудий, тканей в др.

Все это дало возможность представить довольно полную картину белорусского народного ткачества.

Изучив и систематизировав все имеющиеся материалы, автор работы ставит целью дать развернутую характеристику белорусского народного ткачества, проследить, как оно развивалось на протяжении двух социально экономических формаций — капиталистической в социалистической; показать распространение различных элементов народного ткачества на территории Белоруссии и за ее пределами; выявить общие черты в белорусском народном ткачестве с восточнославянскими и соседними, неславянскими, народами, что важно для решения проблем этногенетического плана; раскрыть характер творческого использования элементов традиционного ткачества на современном этапе.

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Этника.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru