Добавить в Избранное  
Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве. Шапка сайта
 
реклама на сайте telarian.ru
Пословицы и поговорки
Хоть тряпичка, да тафтичка.

Рубрика: Волокна

Обработка шерсти в белорусском народном ткачестве

Просмотров: 3596

После льна самым распространенным сырьем для изготовления тканей являлась овечья шерсть («воунa»). В основном она использовалась для утка. Ткани из чистой «воуны» в крестьянских хозяйствах изготавливались редко.

В процессе получения и обработки шерсти внимание акцентируется на трех основных моментах: стрижке овец, мытье в чесании «воуны».

Стригли овец обычно один-два разa в год. Первый раз весной, когда устанавливалась относительно теплая погода, чаще во второй половине мая. По этому поводу в народе сложилась поговорка: «Да Miкoлы не сей грэчкi, а да ушэсця не стрыжы авечкi».

Bтopoй раз стрижку производили поздней осенью. Шерсть, полученная при осенней стрижке, была более качественной. Перед стрижкой в большинстве случаев овец мыли. Для этого в реке, озере или сажалке делали специальные заграждения.

Стригли овец обычно женщины. Во время стрижки шерсть сортировали. Лучшей считалась шерсть, снятая со спины,— «хрыбтовая». Менее качественной — с ног и головы. Самой высокосортной была «паяркавая воуна» — шерсть молодых ягнят.

В конце XIX — начали XX в. на всей территория Белоруссии овец стригли специальными ножницами («нажнiцы»). Судя по археологическим данным, ножницы для стрижки овец были известны на территории Белоруссии еще во II—V вв, н. э. Представляли они собой железную пластинку, согнутую посередине, напоминавшую латинскую букву у («гамма»). Работали ими следующим образом. Держа ножницы за среднюю, изогнутую часть, женщина периодически сжимала и разжимала их, приводя и движение таким образом концы пластинок, служивших лезвием.

После стрижки «воуна» подлежала дальнейшей обработке. В тех случаях, когда перед стрижкой овец не мыли, шерсть промывали в тепловатой воде, а затем сушили. Просушенную шерсть отощали от различных колючек и «скублi», т.е. каждый клочок «воуны» разводила пальцами, затем чесали на гребне. Женщина брала определеннее количество «воуны» и протягивала ее между зубьями деревянного лопатоподобного гребня то вправо, то влево. Этот способ характерен в основном для востока Белоруссии. В западных районах шерсть обычно чесали при помощи щетки, которая представляла собой две прямоугольные дощечки с набитыми на них гвоздями. На одну из них клали шерсть, а второй чесали.

Для восточных районов характерно «разбивание» шерсти при помощи «смыка» — согнутой палочки с натянутой на ней струной. «Воуну» клали на специальную решетку из деревянных дощечек; держа над шерстью смык, ударяли по струне, чем приводили ее в колебание; ударяясь о шерсть, струна разбивала ее.

В конце XIX —начале XX в. наряду с традиционными способами чесания овечьей шерсти на всей территории Белоруссии, в основном в городах и местечках, широко использовались специальные чесальные машины — «вауначоскi».

Вернуться к оглавлению книги "Белорусское народное ткачество"

завершающий статью узор

Последние материалы этого раздела:

Считаете, что пропустили статью? Не беда!
Загляните в оглавление рубрики Волокна.



Поиск по сайту
банер fourhoofs.ru